Дети и наука: Классы
Задайте нам свой вопрос
Ваш вопрос:
Оставьте ваш e-mail, чтобы мы могли вам ответить
Ваше имя (необязательно)
Программа 5 класса
Знакомимся с науками и научными подходами, привыкаем к самостоятельному обучению, учимся находить и анализировать информацию
Базовая программа
Виктор Михайлович Кирииллов
Вадим Валерьевич Марьинский
Естествознание
Задача курса — формирование рационального критического мышления, умения ставить эксперименты, выдвигать и проверять гипотезы.

Мы пройдем весь путь развития науки — от древних представлений до современности. Поймем, почему одни вещи были понятны еще древним грекам, а другие мы начали осознавать лишь сейчас. Поймем как разные естественные науки связаны между собой и научимся мыслить как ученые. Повторим эксперименты великих ученых прошедших лет и убедимся в логичности их выводов. Поймем, что порой даже неверный вывод может стать отправной точкой для великого научного открытия, и наоборот — верные суждения могут завести мысль в тупик не десятилетия или даже века.
Юрий Борисович Тихорский
География
Задача курса — знакомство детей с топографией и строением Земли, формирование естественнонаучного и исследовательского подхода.

Подробное изучение естественных наук в средней школе неспроста начинается с географии. В пятом классе дети еще могут испытывать проблемы с изучением физических и химических закономерностей: недостаточно знаний по математики, способность к абстракции не до конца сформировалась, знания воспринимаются лучше через наблюдение, исследование и эксперимент. А для подробного изучения биологии важно понимать «место действия» — без этого сложно понять суть экологических закономерностей и эволюционных приспособлений. В отличии от обычной школьной географии, в программу Юрия Борисовича Тихорского включены и простые географические наблюдения, которые можно осуществить даже в городе, используя ручку, карандаш и GPS-приемник.
Екатерина Олеговна Бирючева
Математика
Базовая программа математики Наталии Александровны Сопруновой позволяет максимально реализоваться в математике, использовать полученные знания и заниматься так, чтобы все получали удовольствие. Курс включает в себя не только традиционные темы математики для начальной школы, но и некоторые вопросы информатики. Они дополняют и обогащают курс, давая ребенку альтернативные подходы к решению традиционных математических задач.

Екатерина Олеговна дополняет курс нестандартными задачами, базируясь на своем опыте преподавания олимпиадной матемтики и работы в лаборатории математики Политехнического музея.


Елизавета Александровна Бойко
История
Задачи курса — создать целостное и яркое впечатление о цивилизациях и культуре Древнего Востока и античности, связи древней истории и современности. Познакомиться с географической картой и дать базовое представление о летоисчислении, сущности исторического и гуманитарного знания.
Вместо заучивания фактов и дат, изучаем настоящую, живую историю, которую можно рассказывать и о которой можно думать. Этот яркий образ в будущем станет центром кристаллизации для новых знаний о древности.

Древнее Средиземноморье, государства Китая и Индии — это удивительный мир, который так похож на современное общество, и, в то же время, это совершенно другая цивилизация! Нас многое объединяет с древними. Речь не только о географии, рельефе и общей человеческой природе. Множество вещей, которые мы сейчас используем, пришли к нам из древности: циферблат, математика, театр, литература, спорт, фейерверки, колонны, фразеологизмы и многое другое. Мы поговорим об истории, как о части нашей жизни, соотнесем произошедшее с личным опытом.

В качестве практики познакомимся с важнейшими историческими источниками: древнеегипетскими стихами, трудами греческих историков, Розеттским камнем, жизнеописаниями Плутарха.
Программа курса
География
  • Что изучает география. Развитие знаний о Земле
  • Земля — планета Солнечной системы
Раздел I. Изображение поверхности Земли
План местности
  • Что такое план местности
  • Масштаб плана
  • Ориентирование на местности и по плану
  • Изображение неровностей земной поверхности
  • Съёмка местности
  • Способы глазомерной съёмки. Построение плана местности
Географическая карта
  • Глобус — модель Земли
  • Географические карты
  • Градусная сетка
  • Географическая широта
  • Географическая долгота. Географические координаты
  • Изображение высот и глубин на физических картах
  • Как использовать план местности и географические карты
Раздел II. Строение Земли и внешние оболочки
Земная кора.
  • Строение Земли
  • Породы, слагающие земную кору
  • Движения земной коры
  • Вулканы, горячие источники, гейзеры
  • Разнообразие рельефа земной коры. Рельеф суши. Горы
  • Равнины суши
  • Рельеф дна Мирового океана
Гидросфера
  • Что такое гидросфера
  • Мировой океан и его части
  • Свойства вод Мирового океана
  • Волны в океане
  • Течения в океане
  • Изучение и охрана океана
  • Воды суши. Подземные воды
  • Реки
  • Озёра
  • Ледники
  • Искусственные водоёмы. Охрана поверхностных вод
Атмосфера
  • Строение атмосферы
  • Атмосферное давление
  • Температура воздуха. Годовой ход температуры воздуха
  • Ветер
  • Водяной пар и облака
  • Атмосферные осадки
  • Погода
  • Климат
  • Распределение солнечного света и тепла на Земле
  • Факторы, от которых зависит климат Москвы и Московской области
Биосфера. Географическая оболочка
  • Распространение организмов на Земле. Широтная зональность и высотная поясность
  • Почва. Природный комплекс
  • Географическая оболочка и биосфера
Практические работы:
  • Анализ топографических планов.
  • Измерение расстояния по карте
  • Определение высот и глубин по карте
  • Определение географических координат
  • Определение пород по образцам
  • Описание равнин и гор по плану
  • Составление профиля рельефа
  • Описание моря/океана по плану
  • Описание реки/озера по плану
  • Составление дневника наблюдений за погодой
  • Составление графика температур, определение средних температур
  • Составление розы ветров
  • Обработка метеорологических наблюдений: составление графиков атмосферного давления и температуры, диаграмм облачности и осадков
Программа курса
Русский язык
  1. Русский язык как система
  2. История русского языка
  3. Фонетика: звуки
  4. Фонетика: чередования
  5. Фонетика: графика, алфавит
  6. Фонетика и орфоэпия
  7. Морфемика: морфемы
  8. Морфемика: чередования и алломорфы
  9. Лексика: слово и его значения
  10. Лексика: омонимы, синонимы, антонимы, паронимы
  11. Лексика: происхождение слов
  12. Грамматика: части речи и члены предложения
  13. Морфология: существительное и его категории
  14. Морфология: правописание существительных
  15. Морфология: прилагательное и его категории
  16. Морфология: правописание прилагательных
  17. Морфология: глагол и его категории
  18. Морфология: правописание глагола
  19. Текст

Рекомендованная литература:
  1. Русский язык. Теория. 5-9 классы. Бабайцева В.В, Чеснокова Л.Д.
  2. Русский язык. Теория. 5-9 классы. Углубленное изучение. Бабайцева В.В.
  3. Русский язык. 5 класс. Учебник в 2 ч. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др.
  4. Рабочая тетрадь по русскому языку. 5 класс. К учебнику Ладыженской Т.А., Баранова М.Т. и др. - Тростенцова Л.А. и др.
  5. Русский язык. 5 класс. Контрольные и диагностические работы к учебнику Т.А. Ладыженской. - Текучева И.В.
  6. Скорая помощь по русскому языку. 5 класс. Рабочая тетрадь в 2 ч. Янченко В.Д., Латфуллина Л.Г., Михайлова С.Ю.

Программа курса
Литература
  1. У кого украл Пушкин? Писатель vs фольклорная сказка. Джонни-пончик, африканская мёртвая царевна
  2. Старинная история о похищенных царевнах: истоки и рецепция. Миф о герое-освободителе
  3. Кто зовёт собаку и куда смотрит волк? Джек Лондон и Чехов, Дуров
  4. Переводчик или похититель? Пиноккио, волшебник Оз
  5. Лягушки, просящие царя, и цари, сидящие на лягушках. Между басней и детской поэзией
  6. Езда верхом на враге. Древнерусская литература, Гоголь, мировой фольклор
  7. Садко, Орфей и Флейтист из Гамельна. Гёте, Р. Браунинг, Р. Чебыкин
  8. Змея: мудрая и опасная. Ехидна, аспид, василиск. Лафонтен, Экзюпери.
  9. Истории о вольном обращении с царями. Легенды и Диогене. Александр Македонский и разбойник. Байрон, Пушкин, Лермонтов
  10. Как из спора сделать сюжет. Лиса и петух. Превращение кота в лису на материале сказочной и басенной традиций
  11. Муравей и козострек: путешествие сюжета и метаморфозы с насекомыми
  12. Герой против судьбы. Сатирические сюжеты о дровосеке и смерти Лермонтовский фатализм. Ивиковы журавли
  13. Путешествие мельника, мальчика и осла в дебрях мирового искусства. Образ Ходжи Насреддина. Маршак, Чехов
  14. Жемчуг, свиньи и апельсины. От средневековой литературы к Лескову и Булгакову
  15. А где мораль? Волк и старуха, трубы и рыбы, мальчик и устрицы, дровосек и сатир. Смена вектора в интерпретации сюжета. Толстой, Крылов
  16. Статуи и болваны. Шаги командора и стук копыт медного всадника. Андерсен, Крылов, Пушкин. Мотив оледенения и обращения в камень
  17. Булки на деревьях. История съедобного пейзажа. Небылицы, Салтыков-Щедрин, Андерсен, Гераскина. Мир, который можно съесть: Гофман, Георгий Балл, Роалд Даль
  18. Об одном улетевшем ангеле. Андреев, Блок, Вертинский, Гофман, О. Генри
  19. Сюжеты о мудрых ответах. Сказка, притча, басня, загадка
  20. Испытание тремя топорами. Толстой, Крылов, Бажов
  21. Истории о любви врагов. От Шекспира к массовой литературе
  22. Старые и новые робинзоны. Свифт, Дефо, Голдинг, Салтыков-Щедрин
  23. История о художнике. Сумасшедшие и импровизаторы. Одоевский, Пушкин, Гоголь
  24. Прометей и безумный ученый. Доктор Франкенштейн и профессор Преображенский
  25. Большая мечта «маленького» человека. Гоголь, А. Рюноскэ, Чехов, Солженицын
  26. Блудный сын или удачливый пройдоха? Пушкин, Гоголь, А. Толстой
  27. Литературные пустословы и их россказни в «высокой литературе». Синдром Мюнхгаузена. Гоголь, Горький, Писахов
  28. За что любят демонов? Торжество антигероя от романтизма к современности
  29. Одиссея и одиссеи. Истории о капитанах, странствующих рыцарях Приключенческий роман. Крапивин, Думбадзе
  30. Сломать веник или получить метлой? Жанр нескучного поучения в мировой литературе
  31. Кто придумал вампиров и зомби? Готическая литература, Э. По, Дж. Полидори, Байрон, Стокер, современный киносценарий
  32. Детектив как жанр и сюжетная основа. Э. По, Конан Дойл, Роулинг и др.
  33. Антиколыбельные. Лермонтов, Пушкин, Заболоцкий, Хармс
  34. Азбучные циклы: это стихи? Маяковский, Маршак, современные авторы
  35. Краденые солнце, небо и трава: как и зачем различать пейзажную лирику
Список рекомендованной литературы
История
Эти книги не обязательны к прочтению, но могут помочь в обучении на занятиях. Многие из этих книг мы будем изучать и обсуждать на уроках.

  • М.Л. Гаспаров — «Занимательная Греция», «Капитолийская волчица»
  • Книги из серии «Пешком в историю»
  • Мифы Древнего Египта
  • Книга Мертвых
  • Законы Хаммурапи (лучше адаптированный вариант)
  • Эпос о Гильгамеше (лучше адаптированный вариант)
  • Ветхий Завет и Новый Завет (лучше неадаптированный вариант)
  • Н. Кун — «Легенды и мифы Древней Греции»
  • Аполлодор — «Мифологическая библиотека» — огромный сборник мифов в различных вариациях и подробностях.
  • Аполлоний Родосский — «Аргонавтика»
  • Геродот — «История» — самое важное, что можно прочесть по истории Греции.
  • Гомер — «Илиада» и «Одиссея» (только в адаптации — неадаптированные переводы в пятом классе читать невозможно)
  • Диодор Сицилийский — «Историческая библиотека» — фундаментальный исторический труд. История Древнего мира от Египта до Юлия Цезаря.
  • Еврипид — Комедии («Птицы», «Лягушки») нужно для понимания греческого театра. Что важно — это всё действительно смешно!
  • Павсаний — «Описание Эллады» — описание Древней Греции глазами очевидца. Один из важнейших исторических источников.
  • Плутарх — «Сравнительные жизнеописания» — мифы, история и аналогии между Грецией и Римом.
Дополнительное образование
Базовые курсы — это лишь фундамент. Дополнительные курсы по выбору позволят определиться с интересами, изучить программу на углубленном уровне.
Запись на пробное обучение
Пробное обучение проходит 26–30 августа. Подробнее.

Оставьте свои контакты и мы свяжемся с вами, когда группа наберется.
Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных
Встреча с педагогом
Оставьте свои контакты и мы сообщим вам о планирующейся встрече, как только станет известна дата.
Место проведения — Детская библиотека №6, ул. Макаренко 1/11.
Встреча бесплатна и длится 90 минут.
Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных
Made on
Tilda