Что должна дать ребенку начальная школа?
Начальная школа — это фундамент всего последующего образования. То, какой она будет, окажет влияние на весь дальнейший образовательный путь. Именно в начальной школе у ребёнка формируется отношение к учебному процессу, коммуникативные и основные учебные навыки, самооценка.

В этой статье мы раскрыли основные факторы, которые необходимо учитывать семьям. Особенно, если вы хотите отдать ребенка в школу с 6 лет.
Что должна давать ребёнку начальная школа?
Предметные знания, умения, навыки в рамках академических дисциплин и свободное владение ими

Базой являются именно знания. Знания — это информация, факты, концепции и принципы, которыми человек обладает, которые он может использовать для понимания мира и решения задач. Примеры необходимых навыков: общение и работа в коллективе с учетом ролевых моделей (учитель-ученик), креативность и навык планирования времени и самоорганизации. Умения – это способность применять полученные знания на практике: я умею планировать время и могу планомерно учиться и идти к поставленной цели, используя личную мотивацию. Вместе они (знания, умения и навыки) составляют основу для развития компетентности и успешного выполнения различных задач как в школьные годы, так и во взрослой жизни.
Развить понятийное мышление

По мнению кандидата психологических наук Ясюковой Людмилы Аполлоновны, «…те, кто обладает понятийным мышлением, адекватно понимают реальную ситуацию и делают правильные выводы, а те, кто не обладают, тоже уверены в правильности своего видения ситуации, но это их иллюзия, которая разбивается о реальную жизнь. Их планы не реализуются, прогнозы не сбываются, но они считают, что виноваты окружающие люди и обстоятельства, а не их неправильное понимание ситуации».

Термин «понятийное мышление» был введен советским психологом Львом Семеновичем Выготским в середине прошлого века. Что он означает и почему так важен?

Когда ребёнок маленький, его мышление допонятийное:
  • суждения носят единичный характер — они о данном конкретном предмете;
  • при объяснении все сводится к частному, знакомому;
  • большинство суждений — суждения по сходству, аналогии (механическая память).

В процессе развития должно сформироваться то самое понятийное мышление. Оно включает в себя:
  • умение выделять суть явлений, объекта;
  • умение видеть причину и прогнозировать последствия;
  • умение систематизировать информацию и строить целостную картину ситуаций;
  • логическую память.
    Развить абстрактное мышление.

    Умение оперировать (логически связывать, категоризировать) понятиями прекрасно, но умение оперировать отношениями — это становление интеллекта более высокого уровня. Лучше всего этот вид мышления развивается благодаря систематическим занятиям точными науками, в частности, математикой. Абстрактные структуры формируются как закономерное обобщение и символизация понятийных структур — процесс более сложный, но тоже базисный.
    Развить креативное (творческое, дивергентное) мышление, которое характеризуется широтой умственного поиска, умением использовать отдалённые аналогии и ассоциации, находить нестандартные, оригинальные решения, преодолевая привычные шаблоны.

    Это гибкость мышления, способность применять разнообразные подходы и стратегии при решении проблем, готовность и умение рассматривать имеющуюся информацию с разных точек зрения. Новаторство и развитие в любой сфере современной человеческой деятельности невозможны без умения креативно мыслить и выходить за рамки привычного.

    Дивергентное мышление лучше всего развивается в результате занятий техническим творчеством, так как оно способствует развитию гибкости, понятийного и абстрактного мышления, что в итоге приводит к гибкости интеллекта высокого уровня.

    Человек с развитым дивергентным мышлением обладает способностью генерировать множество различных идей, решений и нестандартных подходов к решению задачи.

    Интересно, что ситуация с развитием мышления похожа на развитие знаний-умений-навыков. Важно не только обладать тем или иным видом мышления, но и уметь им пользоваться, должна быть развита самостоятельность мышления. Иначе при малейшем отклонении от привычного алгоритма ребёнок будет бежать к взрослому, чтобы тот решил за него. Как итог, у него сформируется выученная беспомощность.
    Развитые мягкие навыки

    Это то, без чего сегодня не обходится практически ни одна проектная деятельность (труд коллектива победил труд одиночек). В школе, как и во взрослой жизни, мягкие навыки отвечают за успешное участие в любом командном процессе и высокую личную производительность человека.

    Какие мягкие навыки должна развивать школа:
    • эмоциональный интеллект — совокупность навыков и способностей человека понимать свои и чужие эмоции, мотивацию и намерения, управлять эмоциями;
    • умение работать в команде, коммуникабельность;
    • умение брать на себя ответственность за свои поступки;
    • понимание личных границ;
    • дисциплину и организованность);
    • системность, умение работать с информацией и источниками.

    »
    Что будет, если упустить развитие навыков в начальной школе?
    Разберём на примере освоения навыка ручного письма
    При правильно сформированном навыке письма ребёнок пишет легко, аккуратно и с удовольствием. Для этого необходимо уделить особое внимание развитию мускулатуры пальцев, правильному положению руки и захвату ручки.

    Почему это важно? Письмо развивает мелкую моторику и теменной участок головного мозга, который отвечает за взаимодействие между зрением и двигательной активностью. У многих современных детей пальцы совсем не готовы к письму: компьютерная мышь, смартфон, планшет не дают той нагрузки, которая необходима для плавных линий при письме от руки.

    Что будет, если не уделить должное внимание развитию мелкомоторных навыков:

    • Ребёнку будет тяжело или даже больно держать ручку при письме, что вызовет неприязнь к процессу письма в целом и не позволит сконцентрироваться на сути информации. Всё внимание ребенка будет поглощать бесконечная болезненная борьба с ручкой и листом бумаги.
    • Неаккуратный почерк может стать препятствием в понимании такого предмета как, например, математика. Хаотично записанные условия примера могут стать причиной ошибки в решении. В средней и старшей школе, где решение одной задачи может занимать несколько страниц, в неупорядоченных записях будет проблематично обнаружить ошибку.
    • Проблемы, связанные с почерком и оформлением работы, начинаются уже с ВПР и при поступлении в среднюю школу. Сдавая проверочную работу или вступительный экзамен, ребёнок находится в стрессовых условиях: зачастую он вынужден писать работу, которая выше уровня его знаний и требует большой концентрации внимания, время ограниченно. В такой ситуации несформированный навык письма или неумение писать структурно создадут для ребёнка дополнительные сложности.
      Готов ли ребенок к школе?
      Пройдите диагностику уровня знаний и психологической готовности к школе в «Дети и наука»
      Made on
      Tilda