Дисциплина в классе.
Система простых правил
для общего комфорта.
Организация пространства:

в помещении обязательно должны быть часы, к которым можно апеллировать. Они нужны и для тайм-менеджмента преподавателя (на 23 минуте урока идет спад внимания, поэтому нужно отслеживать этот момент).

важно донести до ученика пространственную составляющую: ступая за порог класса, мы принимаем роль учащегося, за порогом класса — можно примерять на себя любые другие роли.

Класс — это пространство, предназначенное для учебного процесса, где действуют свои правила, как столовая предназначена для приема пищи. Правила поведения в классе должны быть обозначены на доске или любом другом месте в поле зрения учеников. Практика показывает, что для принятия правил поведения всеми участниками процесса требуется в среднем три месяца. Три месяца постоянной апелляции к пунктам этих правил и неукоснительного их соблюдения.


Механизмы воздействия для поддержания дисциплины:

Для учеников средней школы важен проблемно-рефлексивный диалог. Нормы и правила поведения в классе должны касаться отношения учащихся ко времени и пространству, а также организации коммуникации со сверстниками и преподавателем.

В начале урока важен момент настройки, своего рода ритуал. Например: дети встают, приветствуют учителя. Учитель говорит: «Вдохнули. Выдохнули. Начали». Не так важно, каким будет ваш момент настройки, но важно, чтобы он присутствовал в организации урока — это своего рода точка отсечения, фокусировка. Опоздал? Встаем все вместе и снова настраиваемся, чтобы продуктивно поработать, как хорошо налаженный механизм.

Именно учитель является режиссером урока, и только он управляет процессом. Когда процесс нарушается провокатором, то последний перехватывает управление, а впоследствии статус учителя снижается вплоть до панибратских отношений. Статус учителя нужно уметь поддерживать и, единожды сформировав, всегда соблюдать границы взаимоотношений. Не стоит пытаться играть «хорошего полицейского» и становиться другом учащимся, как в фильме «Общество мертвых поэтов», как мы помним, никого в итоге это до добра не довело. Роль наставника почетна и требует большой самодисциплины.

Ученики должны знать правило «стоп». Если ситуация выходит из-под контроля, мы должны уметь твердо сказать «Стоп. Что происходит?». В 11-12 лет дети все еще имеют очень подвижную психику и самооценку. Мы можем апеллировать к конкретному человеку, провокатору. Пример: атмосфера урока нарушается разговорами или баловством. Выдерживаем паузу и говорим «стоп». Подросток 11-12 лет ориентирован на невербалику, паралингвистику, экстралингвистику. «Стоп. Матвей, что происходит?» — обращение к конкретному ученику упорядочивает ситуацию.

Любое нарушение, чреватое разрушением границ учителя или ребенка, требует остановить учебный процесс.
В этом случае необходимо правильно выстроить диалог, который должен сводиться к ответу на простой вопрос: «Ты сейчас действуешь на вред или на пользу, т.е. на разрушение или на созидание?». Так вы апеллируете к высшим ценностям, единым для всех людей. Никто не захочет признаваться, что он разрушает. Так мы проводим демаркационную линию. Если ученик уходит от ответа, необходимо повторить вопрос. Задавая вопрос одному, вы провоцируете ситуацию, когда остальные идентифицируют себя с ним и тоже отвечают для себя на этот вопрос и выходят на уровень целей обучения. После ответа вы подходите к списку правил и спрашиваете: «Что мы нарушили? Какое правило?».

Перед тем как утвердить и повесить правила поведения на доску, необходимо согласовать их с подростками, чтобы они тоже выразили согласие на их исполнение. Так подросток не будет чувствовать сверхдавления. Например: «Нам мешает возня на уроке? Мешает. Что нужно сделать, чтобы это прекратить? Какое правило?». Правила у нас должны быть заготовленными, чтобы подсказать детям формулировку.

Как решить проблему с опозданиями? Обязательно нужно повесить большие часы с крупными цифрами на циферблате. Также можно взять колокольчик, который можно использовать во время беспорядка в классе как средство обращения на себя внимания.
У детей должны быть часы, чтобы они учились следить за временем. С детьми важно проговорить, что к определенному моменту они должны быть в классе, это их личная ответственность. Если ребенок опоздал, выходим на проблемный диалог: «Матвей, в чем проблема?». Подходим к часам и показываем на них. «Чья это ответственность? Какие последствия твоего опоздания?». Это необходимо делать, потому что подростки часто прощупывают границы. Помним о паралингвистике, смотрим обязательно глаза в глаза конкретному ученику.

Правила поведения в «Дети и наука. Классы»

УРОК – ЭТО РАБОТА
  • Когда ОДИН говорит, остальные МОЛЧАТ и СЛУШАЮТ
  • Мы работаем, а не отвлекаемся
  • Все посторонние вопросы мы задаем и решаем ПОСЛЕ урока
МЫ УВАЖАЕМ ДРУГ ДРУГА
  • Сначала следим за собой
  • Подсказка – это не помощь!
  • Перебил - обидел
  • Нужно взять чужую вещь? Спроси. Всегда.
  • Право на ошибки есть у каждого
  • Право «Перестань» есть у каждого
  • Мы уважаем право других на тишину
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ ВЫПОЛНЯЕТСЯ В СРОК
  • Работа над ошибками – это домашнее задание
  • Устное домашнее задание – это домашнее задание
  • Домашнее задание для разных учеников может быть разным
ПРАВИЛО «3-х НЕТ» в классе:
  • Нет еды
  • Нет телефона
  • Нет опасного поведения

Опасность бывает как физическая, так и психологическая.
Если учитель сказал, что поведение ученика опасно, ученик обязан изменить его.
Made on
Tilda