Дети и наука.Классы
Разоблачая мифы:
нужны ли детям знания
в век интернета?
Все чаще приходится слышать мнение, что школьные уроки, на которых учителя рассказывают детям о разных научных фактах, а потом проверяют усвоение материала, устарели и больше не нужны. Наступил век википедии, интернета и технологий работы с большими данными.

Зачем долго и трудно разбираться в учебном материале, заучивать какие-то факты? Ведь теперь все можно найти и посмотреть в интернете. Учить в 21 веке надо чему-то другому, например, критическому мышлению, личным soft skills и умению работать в команде.

Елена Денисова
Создатель проекта Дети и наука

Ученый-когнитивист Дэниел Уиллингем в своей замечательной книге "Почему ученики не любят школу" разоблачает этот миф, опираясь на современные знания в области когнитивной психологии.

Факты таковы:

1. Знания важны для понимания и запоминания прочитанного. Усвоенные знания, понятия, факты формируют наш словарный запас, который помогает понимать и запоминать смыслы прочитанного.

Что легче вам запомнить: комбинации ничего не значащих букв или комбинации, что связаны с каким-то контекстом?

X C N N P H D F B I C I A N C A A X

X C N N P H D F B I C I A N C A A X

2. Базовые знания необходимы для овладения когнитивными навыками. Мышление — это диалог человека со своей памятью, решения задач вы ищете прежде всего там. И чем больше решений и фактов в вашей памяти, тем легче вы справляетесь со сложными задачами.

Проверьте сами, решив задачу:

Задача 1, где должен выполняться принцип: если буква гласная, то число должно быть четным. Какое минимальное количество карточек надо перевернуть для проверки?
Возьмите 3 минуты и подумайте над ответом.

А теперь попробуйте решить ту же задачу в варианте, где за минимальное количество вопросов нужно выяснить, что в баре не разливают пиво людям до 18 лет?
В каком варианте задача решается легче? Помогло ли вам знание контекста в решении?

3. Фактические знания улучшают память. Это аналог правила: богатый становится богаче, бедный - беднее. Если в классе есть два ученика, один из которых знает больше. В новом материале на уроке доля запоминания и усвоения знающего ученика будет значимо больше. Новый материал еще больше обогатит его базу, сработает положительная связь: - на каждом новом уроке или из новой книги он запомнит все больше и больше, чем отстающий ученик.

Преимущество знающих будет накапливаться, разрыв - возрастать.

Как применять эти знания родителям и учителям? Какие знания и факты давать детям для максимального обогащения?

Здесь надо следовать нескольким принципам:

1. Критическое мышление основано на соответствующей базе знаний. Нужны не все знания, а те, которые помогают думать. Это система базовых, основных понятий каждого предмета, те знания, которые формируют понятийное мышление.

Хороший учитель и хорошая программа выделяют эти базовые понятия "в рамочку", и рассматривают их применение много раз и на многих примерах, пока они не будут прочно усвоены.

2. Поверхностные знания лучше, чем их отсутствие. Мы не можем знать все обо всем, но знание хотя бы основных фактов существенно помогает в понимании любого предмета.

3. Делайте все, чтобы приохотить детей к чтению. Чтение — кладезь фактов и новой лексики. Тот, кто много читает, получает неоспоримые когнитивные преимущества.

4. Ранний старт обеспечивает значимые преимущества при обучении в школе. В семье и детском саду нужно расширять знания ребенка: много говорить, много читать, разнообразить среду: путешествия, книги, фильмы, беседы за взрослым столом, дедушкины байки о прошлом.

5. Знания должны иметь значение: просто зазубривать бессмысленные для ученика факты скучно и бесполезно. Нужны концептуальные факты, которые цепляются один за другой и выстраиваются в логические, смысловые цепочки.

Дети и наука. Классы: учим детей учиться осмысленно.
Подпишитесь на нас в Telegram, чтобы получать все свежие новости проекта Дети и наука.
Made on
Tilda