Дети и наука.Классы
Как давать определение явлениям, предметам, занятиям?
Алгоритм написания определений для учеников средней и старшей школы
  • Виолетта Михайловна Потякина
    Академический координатор проекта «Дети и наука»
    Филологический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова.
    Преподаватель Школы Юного филолога.
Определение понятия — это ключевое слово (более широкое
по смыслу) + характеристики, отличающие обозначаемое понятием явление.

Например, определение биологии справа.
Наука здесь — ключевое понятие; наука, изучающая живые организмы — характеристика, позволяющая отличить
конкретно эту науку от других.

Есть несколько видов определений:
• Родо-видовые — через указание на род и видовое отличие обозначаемого явления.

• Генетические — в них определение указывает на способ возникновения предмета, происхождения.

• Описательные — когда в определении просто перечисляются элементы, составляющие значение понятия (если этих элементов немного). Например: близкие родственники — это родители, дети, супруги, родные сестры и братья, дедушки и бабушки.

• Этимологические — дополнительный способ — мы смотрим на термины, составляющие понятие, и переводим их, пытаясь понять, насколько они совпадают с современным значением слова. Обычно действует с названиями и терминами наук: археология (архайос — древний + логос — слово, учение) — логично предположить, что изучает древность, но как? И тут вспоминаем то, что мы знаем: с помощью вещественных источников, артефактов!
Поговорим о родо-видовых определениях
1. Используйте родо-видовые категории.
Если мы берем одно слово, например, стул, то мы знаем, что это разновидность мебели. Если идти от более узкого значения к более широкому, то мы видим такую схему:

мебель – обобщающее слово, родовое понятие
  • стол — частность, вид
  • стул — вид
  • кресло — вид
Другой пример: лимонад — сладкий напиток с соком ягод или фруктов.
То есть лимонад — это вид напитка, а напиток — это родовое понятие, обозначающее жидкости, предназначенные для питья.

Напиток ⇒ Лимонад

Сок

Минутка практики: укажите родовое понятие к каждому слову:
Куртка
Принтер
Пакет
Часы
2. Указываем отличительные особенности предмета, процесса или явления данного вида от объектов более общего рода. Например, стул — это объект, у которого есть четыре ножки и спинка.

Карта Земли — модель Земли, плоское изображение поверхности Земли на листе бумаги (или в Интернете, если мы пользуемся интерактивной картой).

А чем тогда она будет отличаться от глобуса?

Глобус – трехмерная, объемная модель Земли.
Общее здесь – это род: модель Земли.

Отличительные особенности – это форма: карта — изображение на плоскости, глобус — шарообразный.
3. Описываем задачи, выполняемые функции и тд., решаемые (выполняемые) этими объектами: стул предназначен для сидения, лимонад для питья, приправа для приготовления пищи.

Остерегайтесь ошибок:

а) Определение должно быть точным, ясным, не содержать двусмысленностей.

«Йога — это способ поддерживать разум и тело в гармонии».

Чем плохо такое определение? Тем, что, во-первых, у кого-то способ поддерживать разум и тело
в гармонии — это поесть картошки фри из «Макдоналдса», погулять с собакой, поспать, сходить
в бассейн, т.е. это определение подходит к большому количеству понятий, а во-вторых, человек,
не знающий, что такое йога, так это и не поймет.

Так что йоге больше подойдет определение «совокупности духовных и физических практик».

в) Определение должно быть соразмерным, т.е. объем определяющего понятия в точности должен совпадать с объемом определяемого понятия.

«Мяч — спортивный инвентарь». Да, как и ракетка, как и бейсбольная бита, как и обруч – слишком широкое определение.
«Шкаф — это предмет мебели, предназначенный для хранения маминых туфель». А папины там можно хранить? Слишком узкое определение.

г) Определение не должно содержать циклизации:
«Верификация — способ верифицирования информации».
«Атеист — человек, придерживающийся атеистических взглядов».

Такое определение ничего не объясняет, поэтому не используем однокоренное с определяемым слово для построения определения.

д) Не начинаем определение с не:
«Мама — это не папа, а дедушка – это не бабушка».

е) Не используйте художественные средства (эпитеты, метафоры, сравнения и т.д.), выражения в переносном значении и т.п., Например: «Собака — друг человека»; «Школа — это палата №6».

ж) И никогда не начинаем определение с «это когда…»!
Слова-опоры для определений:
- вид …
- тип …
- часть …
- элемент …
- совокупность …
- набор …
- система …
- этап …
- период …
- уровень …
- процесс …
Подсказки в самих терминах:
Тео, теос – бог (все, что связано с Богом)
Моно – один (монолог – один человек говорит)
Дуа, диа, би – два (диалог – два человека говорят)
Филио – любовь (философия, филология)
Демос, поп – народ (демократия – власть народа)
Физио, натура – природа
Плюрал – много
Микрос – маленький (микроскоп)
Макро – большой
Поли – много (полилог – когда говорят много людей)
Гео – земля (геополитика, география)
Логос – учение, слово (филология – «любовь к слову»)
София – мудрость

Приставки:
А – отрицание, = не (атеист – не верующий в бога)
Де – отмена чего-то, откат назад (декриминализация, дегенерация, дешифровка)
Анти – против
Средняя школа с индивидуальным треком
Основные предметы средней школы с индивидуальным углублением для детей и родителей, которые делают ставку на развитие интеллекта и мотивации для интересной и успешной жизни ребенка.
Made on
Tilda