Что такое формализм знаний и как с ним бороться?
Ученик может осваивать знания, однако они не становятся средством познания мира, а ведь задача школы — сделать приобретаемые знания внутренне необходимыми для ребенка, помогающими объяснять окружающий мир.
  • Виолетта Михайловна Потякина
    Академический координатор проекта «Дети и наука»
    Филологический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова. Преподаватель Школы Юного филолога.
Как ребенок осваивает новые знания?

Американский психолог Б. Блум, исследовавший уровни обучения, разработал таксономию, детально описывающую модель освоения знаний. Эта модель также известна как «пирамида Блума» и включает в себя следующие уровни:

  • Запоминание
  • Понимание
  • Применение
  • Анализ
  • Синтез
  • Оценка

Согласно этой модели освоение знаний начинается с уровня запоминания - ученик может запомнить и воспроизвести материал.

После того как материал заучен, ученик может осознать его, интерпретировать, сформулировать «своими словами».

Далее ребенок учится применять полученные знания в новых контекстах — в школе это обычно задания на отработку темы.

С этого момента мы выходим на более высокие уровни освоения знаний: анализ, оценка и создание. Т.е. ученик может понять структуру материала, разложить его по полочкам, увязать все теоретические положения, понять, что следует из этого, оценить значение этого знания, возможности его применения и на основе этого строить собственную гипотезу и создавать нечто новое (и это необязательно научное открытие уровня Нобелевского лауреата, написать стихотворение от лица главного героя проанализированного рассказа — это тоже создание).

Однако ребенок может «застрять» на первых трех уровнях, и тогда мы сталкиваемся с проблемой формализма знаний.

О проблеме формализма знаний принято говорить в формате констатации факта, однако четкого определения этому понятию в научной литературе не существует, несмотря на распространенность явления.

Формализм знаний понимается как упор на форму, а не содержание знания, при котором знание не экстраполируется на другие сферы жизни обучаемого,
т.е. не применяется ребенком в его жизни, вне учебного контекста.
Ученик может осваивать знания, однако они не становятся средством познания мира, а ведь задача школы — сделать приобретаемые знания внутренне необходимыми для ребенка, помогающими объяснять окружающий мир.

Психолог Л. Божович, занимавшаяся проблемами учебной мотивации, динамики развития личности ребенка, описала несколько видов формализма знаний.

1. Первый вид формализма знаком всем нам с начальной школы — заучивание без понимания.

По «Пирамиде Блума» это первый уровень освоения знания.
Ученик знает правило, но не понимает, о чем это, и любая трансформация правила с сохранением смысла оборачивается ужасом в глазах ребенка.

Например:

  • Ученик может четко оттарабанить на уроке: «Части сложносочиненного предложения выделяются запятыми» - однако в заданиях, требующих выбор верных ответов, исходящих из этого тезиса, начинается путаница. А уж если попросить объяснить это, чего только не услышишь: любые идеи, почему это происходит, кроме главного.

  • Ребенок затверживает наизусть стихотворение, но задайте ему любой вопрос по тексту, и выяснится, что ребенок даже не может понять, что вы цитируете текст, который он только что прочитал наизусть. Какая Москва, каким французам отдана? Что такое "пушистые бразды", которые кто-то взрывает?

А вот изящный пример из практики Л.Божович:

«Часто они (ученики - прим.авт.) относятся к получаемым знаниям как к чему-то чуждому действительности и жизни, а не как к результату обобщения действительных явлений и фактов. Формулируя закон Архимеда, один ученик VI класса сказал так: "Архимед издал такой закон, что все тела в воде должны становиться легче и легче настолько, насколько вытеснят они воды."»

Формализм такого типа возникает в случае, если для ребенка знание не является ценностью, а только средством для получения оценки - ученик просто заучивает определения, чтобы ответить на уроке и благополучно забыть все к следующему.
2. Другой вид формализма - понимание без применения.

Ученик может и отвечать на вопросы, и понимать, как это теоретическое положение выводится, однако выйти на уровень применения он не способен. Эти знания не соотнесены с явлениями реального мира - как только он выходит из класса, эта информация перестает «работать».

Такой вид формализма можно встретить у многих ребят-отличников: чудо, а не ученик, всё знает, всё понимает, высчитывает проценты в уме, однако, когда дело доходит до применения этого знания в жизни, ребенок руководствуется чем угодно — интуицией, жизненным опытом, — но не знаниями.

Например:

  • При выборе из нескольких видов суши и сетов роллов на нарядных сайтах с заманчивыми значками скидок в процентах ребенок вряд ли будет считать, что действительно выгодно ему, и попадется на уловки маркетологов.

  • Выбирая делать ему прививку или нет, ребёнок, изучивший понятие иммунитета, все равно будет исходить из общественного мнения о прививках, родительских симпатий и антипатий.
3. Наименее распространенный вид формализма — возведение отдельного положения в разряд догмы.

Представим, что учащийся и понимает учебный материал, и пытается применить свои знания для решения теоретических и практических задач. Но он пытается одним теоретическим положением объяснить всё многообразие явлений, очень бурно реагируя на исключения и не поддающиеся объяснению феномены.

«Они верят в закон, верят в книгу, верят в учителя, они применяют свои знания, не учитывая всех многообразных конкретных обстоятельств, и если факты не укладываются в то прокрустово ложе, в которое они хотят их втиснуть, они отворачиваются от фактов»
- пишет Божович.

Так, например, может произойти при изучении на уроках русского языка темы «Н и НН в причастиях». Ребенок, зная о правиле, регулирующем написание Н и НН в прилагательных, будет упорно объяснять эту орфограмму в причастиях правилом для прилагательных.

Л. Божович приводит следующий пример:

«В упорном стремлении выйти за пределы практических объяснений в область теории ученики часто сталкиваются с затруднениями, основанными на недостаточном знании или понимании, и тогда они пускаются в самые фантастические построения. "Железка,— говорит один ученик VI класса, может плавать и не плавать, в зависимости от центра тяжести. Когда у тела центр тяжести ниже точки опоры, тело плавает, когда выше — оно тонет". "Тело тонет или плавает,— говорит другой ученик того же класса,— в зависимости от плотности предмета. Железный брусок тонет, так как молекулярность у него гуще, деревянный брусок плавает, так как молекулярность у него реже" и т. п. Иногда ученики, подпадая под власть усвоенных или созданных ими «научных» положений, пытаются во что бы то ни стало объяснять и действовать в соответствии с принятыми положениями. В этих случаях они готовы идти даже "против фактов", "против здравого смысла", низводя тем самым теоретические положения до значения догмы».

    Чем это грозит?

    Во-первых, потраченным впустую временем — знания, не встроенные в структуру личности, в ежедневную практику, не понятые ребенком за годы обучения не принесут никакой пользы.

    Во-вторых, когда ребенок еще учится в начальной школе, на него действует авторитет родителей и педагогов, и он может видеть цель обучения в получении хороших оценок, чтобы порадовать взрослых, и какая-то мотивация в обучению у него есть. Но подросток начинает отметать учебу, поскольку не видит в ней никакой внутренней необходимости — зачем мне она, если всё, что я там получаю, никак не помогает мне в моей жизни? И здесь мы получаем убитую мотивацию к обучению, вплоть до отвращения к школе.
      Что с этим делать?

      • Выстраивать учебный процесс так, чтобы знание было для ученика способом объяснения того, что происходит вокруг него. Помогите ученику найти смысл в том, что он изучает!

      • При планировании домашнего задания стараться включить в него различные упражнения, позволяющие ребенку шагать по ступенькам «пирамиды Блума».

      • Для этого необходимо погружать учеников в процесс обучения конкретного урока, например, через эвристическую беседу, дискуссию, разбор кейсов.

      • Знание должно подкрепляться практикой: игрой, заданиями в микрогруппах. Выходим на уровень применения знания.

      • Для того, чтобы разнообразить уроки, можно использовать кубик Блума — он поможет оценить, есть ли у ваших учеников формализм знаний и на каком этапе освоения темы они находятся. Вам понадобится кубик, на каждую грань которого вам необходимо наклеить следующие слова:

        - Назови
        - Почему

        - Объясни
        - Предложи
        - Придумай
        - Поделись

        Вы бросаете кубик ученику и задаете ему вопрос, начинающийся с выпавшего слова. Например: Назови все части дыхательной системы человека. Объясни, почему зима и лето сменяют друг друга. Придумай, как сделать так, чтобы на Земле больше не было приливов и отливов. А еще кубик Блума - отличный инструмент для игр дома.

      • Часто на уроках есть и этап теоретического ознакомления, и практической отработки, однако нет возможности творческого применения знаний, когда они синтезируются и помогают ученику выйти на новый уровень понимания. Здесь помогут итоговые проекты, реализуемыt через смежную тему. Задаваясь вопросом «А где еще я могу применить это знание?», ученик выходит на уровень анализа и оценки, а возможно и создания: ведь можно написать новую программу, позволяющую автоматизировать какую-то операцию, сделать свою книжку с иллюстрациями по истории Троянской войны, прокомментировав изображенные события.
        Made on
        Tilda