Что такое функциональное чтение?
Как научить ребенка читать осознанно: правильно прочитывать текст, вычленять нужную информацию, преобразовывать и правильно её использовать.
Что такое функциональное чтение и функциональная грамотность?
Функциональная грамотность — это умение распознавать, вычленять и применять информацию. Функциональное чтение — это умение работать именно с текстом: правильно его прочитывать, вычленять нужную информацию, преобразовывать и правильно её использовать. На базе функционального чтения строятся основные базовые умения школьника, начиная с младших классов.

Начинать надо с умения просто читать. Чтение само по себе достаточно сложный процесс. Если механизм чтения даётся с трудом и ребёнок расходует на него большое количество энергии, то на распознавание информации и её использование сил просто не остаётся. Есть мнение, что если ребёнок хорошо читает механически, значит, всё в порядке, но необходимо проверять качество этого чтения. Умение механически хорошо читать и умение читать, понимая текст, — это разные вещи.

Функциональное чтение — это многослойный навык, навык анализа текста на разных уровнях.
Ребёнок должен читать, понимая все слова. Нужно задавать ему вопросы: «Все ли слова понятны? Все ли действия понятны?».
Когда точно всё понятно на первом уровне, можно подключать логические операции, задавать вопросы: «Зачем? Почему?». Важно обсуждать текст, чтобы понимать, насколько ребёнок понял его содержание.
Как отделить механическое воспроизведение от реального понимания?
В масштабах класса есть только одна возможность — задавать вопросы по содержанию. Иначе никак не определить, кто читает механически, а кто читает с пониманием. Не следует делать большой акцент на технике чтения. Безусловно, она важна и нужна, но в погоне за скоростью учитель подталкивает ребёнка к улучшению этого показателя, а сделать это в таком случае можно только за счёт снижения качества восприятия текста.


Качество чтения — это тот показатель, который зависит от того, насколько ребёнок понял текст. В идеальном варианте текст должен вызвать у ребёнка желание ответных действий: после художественного текста — придумать и записать что-то своё, а после научно-популярного — поставить эксперимент или обустроить дома террариум.

В каком виде функциональная грамотность существует в школьных предметах?
Это уроки развития речи. Во многих школах проводят уроки внеклассного чтения, когда у ребёнка есть возможность принести свою любимую книжку, которую он хорошо знает. Это возможность для преподавателя помочь ребёнку развить навык функционального чтения. Ведь он формируется именно тогда, когда ребёнок говорит, а не тогда, когда он слушает.
Какова роль родителей в обучении ребёнка функциональному чтению? Ведь школьный учитель не всегда успевает уделить этому время.
Очень распространён вопрос, как заставить ребёнка читать. Заставить нельзя никак, можно только показать пример. Если вы читаете — будет читать и ребёнок. Никаких сверхъественных усилий это не требует, но предполагает регулярность. Важно проводить совместное время качественно, а не формально — что-то делать вместе, обсуждать.

Как привить ребёнку интерес к чтению:
  • обязательно разговаривайте с ним о прочитанном;
  • предложите составить свою домашнюю библиотеку;
  • позвольте самостоятельно выбирать книги для домашнего чтения.
Можно попросить ребёнка прочитать инструкцию и что-то вам объяснить: ребёнок быстро переориентируется в своей роли, от ведомого к ведущему.
Имеют ли отношение к развитию навыка функционального чтения такие задачи, как написание небольших сочинений на тему прочитанного?
Обучению написания творческих работ в начальной школе уделяется очень мало внимания. В ходе всероссийской проверочной работы (ВПР) этому навыку уделено одно задание: «Как ты понимаешь пословицу/поговорку, как её можно использовать?».

Можно подходить чисто аналитически, объяснять составляющие части текста: вступление, зачин, основная часть, концовка. Ребёнок быстро освоит эту схему и начнёт писать сочинения из 5 предложений, по одному на каждую из частей. Но если мы говорим именно о художественном восприятии и художественном переложении материала, детям, конечно, нужно объяснять, как это можно сделать. Сочинение по картине, по прочитанному тексту или отзыв — это всё разные виды работы, которым нужно учить. Начинать лучше всего в начальной школе, когда ребёнок уже уверенно читает и уверенно пишет.

«
А.В. Птухина - о пособиях для функционального чтения
Мы разработали книжки с 1 по 4 классы, чтобы у преподавателей была возможность обеспечивать развитие речи в большой группе. По ним можно заниматься как в школе, так и дома. В них очень подробно описана последовательность работы: с чего начать, на что обратить внимание, как оценить готовую работу. Для 1 класса лучше сесть вместе с ребёнком, прочитать и понять, ответить на вопросы. Ко 2-3 классу желательно, чтобы ребёнок проверял себя сам. Это своего рода алгоритм, который можно использовать применительно к любой литературе.

Ребенок сам взаимодействует с текстом, перерабатывает информацию, отвечает на вопросы.

Тексты все разные: объявления, научно—популярные материалы, художественные тексты. Мы учим детей распознавать тип текста — повествование, рассуждение или описание, а уже потом выстраивать по нему работу, потому что в зависимости от типа работа будет отличаться.

Мы используем различные средства заинтересовать ребёнка:
  • у него есть возможность самостоятельно выбрать, с каким текстом он хочет работать;
  • задание — расследование: в конце повествования задаётся вопрос, ответить на который можно, только прочитав уже знакомый текст новым видом чтения — поисковым. Это может быть что угодно: фамилии, действия, цифры;
  • творческое задание — после художественного текста мы просим ребёнка что-то сотворить самостоятельно. Это очень полезная работа, потому что современные дети зачастую обладают ленивым воображением и клиповым мышлением — информацию они привыкли потреблять уже готовой.
Надо обязательно и постоянно выводить ребёнка на диалог. Важно не просто спрашивать ребёнка, понравилось ли ему, но и попросить аргументировать свой ответ. Формулировка "чем тебе понравился этот рассказ?" предполагает, что рассказ понравился, поэтому лучше использовать комбинацию из двух вопросов:

  1. Понравилось ли тебе произведение?
  2. Почему?
Наша задача — не только научить работать с информацией, но и научить любить литературу, потому что сейчас дети читают мало. Зачастую они останавливаются в понимании текста только на событийном ряде. Для понимания художественного произведения нужно обладать определёнными навыками - распознавать образы, эмоции, восприятие мира автора.

Примеры заданий из пособий по функциональному чтению:
1 класс: читаю, понимаю, отвечаю
2 класс: читаю, говорю, запоминаю
3 класс: читаю, думаю, объясняю
4 класс: читаю, понимаю, рассуждаю
Материал подготовили
  • Сабина Уварова
    Автор расшифровки
    Гуманитарный факультет РГСУ
  • Александра Птухина
    Спикер
    МГУ им. Ломоносова, филологический факультет. Опытный педагог, учитель русского языка и литературы, методист, автор учебных пособий для начальной школы.
Хотите получить консультацию по образованию вашего ребёнка?
Мы всегда готовы поделиться с вами информацией, пригласить вас на очную консультацию и помочь в выборе школы и программы.