Мы разработали книжки с 1 по 4 классы, чтобы у преподавателей была возможность обеспечивать развитие речи в большой группе. По ним можно заниматься как в школе, так и дома. В них очень подробно описана последовательность работы: с чего начать, на что обратить внимание, как оценить готовую работу. Для 1 класса лучше сесть вместе с ребёнком, прочитать и понять, ответить на вопросы. Ко 2-3 классу желательно, чтобы ребёнок проверял себя сам. Это своего рода алгоритм, который можно использовать применительно к любой литературе.
Ребенок
сам взаимодействует с текстом, перерабатывает информацию, отвечает на вопросы.
Тексты все разные: объявления, научно—популярные материалы, художественные тексты. Мы учим детей распознавать тип текста — повествование, рассуждение или описание, а уже потом выстраивать по нему работу, потому что в зависимости от типа работа будет отличаться.
Мы используем различные средства
заинтересовать ребёнка:
- у него есть возможность самостоятельно выбрать, с каким текстом он хочет работать;
- задание — расследование: в конце повествования задаётся вопрос, ответить на который можно, только прочитав уже знакомый текст новым видом чтения — поисковым. Это может быть что угодно: фамилии, действия, цифры;
- творческое задание — после художественного текста мы просим ребёнка что-то сотворить самостоятельно. Это очень полезная работа, потому что современные дети зачастую обладают ленивым воображением и клиповым мышлением — информацию они привыкли потреблять уже готовой.
Надо обязательно и постоянно выводить ребёнка на
диалог. Важно не просто спрашивать ребёнка, понравилось ли ему, но и попросить аргументировать свой ответ. Формулировка "чем тебе понравился этот рассказ?" предполагает, что рассказ понравился, поэтому лучше использовать комбинацию из двух вопросов:
- Понравилось ли тебе произведение?
- Почему?
Наша задача — не только научить работать с информацией, но и научить любить литературу, потому что сейчас дети читают мало. Зачастую они останавливаются в понимании текста только на событийном ряде. Для понимания художественного произведения нужно обладать определёнными навыками - распознавать образы, эмоции, восприятие мира автора.
Примеры заданий из пособий по функциональному чтению:1 класс: читаю, понимаю, отвечаю
2 класс: читаю, говорю, запоминаю
3 класс: читаю, думаю, объясняю
4 класс: читаю, понимаю, рассуждаю