Выполняем домашнюю работу
Полезный чек-лист для детей и родителей
Вопрос «Как делать домашнее задание с ребёнком, а не вместо него?» актуален для многих родителей. Сегодня делимся советами от педагогов «Дети и Наука. Классы», которые помогут организовать процесс выполнения домашнего задания, чтобы в итоге ребенок делал все самостоятельно.
1. Все начинается с планирования. Необходимо заниматься планированием дня вместе с детьми – вы можете попросить ребенка, чтобы он сам составил план, а потом подкорректировать, или сесть
и составить план с ним, мягко напоминая ему пункты, которые он должен вписать в план.

В плане дня отражаем все активности ребенка – кружки, домашняя работа, отдых. Отдых здесь - очень важный аспект. Объем работы постоянно увеличивается, поэтому ребенок может сидеть и беспрерывно делать домашние задания, что явно отбивает желание учиться, поэтому иногда нужно заставлять ребенка отдыхать и находить время на приятные для него мелочи.
2. Когда делать ДЗ? Младшему школьнику важно поддерживать режим, чтобы держать организм
в ресурсе, поэтому в те дни, когда ребенок не посещает занятия – то есть два дня из учебной недели – желательно делать уроки в то же время, когда идут занятия.

В обычной школе режим вырабатывается за счет ежедневного посещения уроков с утра и до обеда, поэтому детям из обычных школ рекомендовано делать ДЗ в 15-16 часов. Однако нашим младшим школьникам этот режим еще нужно сформировать. Учтите это и при планировании закладывайте время на выполнение ДЗ с утра.
3. Алгоритмизация. Порядок действий, с помощью которого дети делают домашние задания – это очень важно для начальной школы, так ребята могут сконцентрироваться на работе. Составьте ребенку алгоритм:

• Подготовь рабочее место. На нем нет ничего лишнего – игрушек, лишней канцелярии (пенал с кучей ярких карандашей – отличный повод отвлечься, поэтому долой его на это время), мобильного телефона.
• Достань все нужно для домашнего задания – учебник, тетради, ручки, карандаш – только то, что понадобится.
• Прочитай задание. Пойми, чего от тебя хотят. Если не понимаешь, повтори пункт сначала.
• Решаем упражнение.
• Проверь, все ли ты сделал. Прочитай задание еще раз: все ли ты отметил? Везде ли записал ответ?
• Убери свое рабочее место.
4. Где делать домашнюю работу? В чистой светлой комнате, которую часто проветривают. Домашние задания нужно делать за рабочим столом, сидя на стуле. Сидеть на кровати нельзя, разваливаться
на диване с прописями/тетрадками – ни в коем случае.
Как вы можете помочь ребенку? Сидим вместе и поддерживаем.
Есть разница: старт-классу и первому классу необходимо присутствие родителя при выполнении домашнего задания. Например, в прописях ребенку нужно следить за осанкой, положением руки, тем, как он держит ручку, как выводит каждый элемент буквы, в каком направлении.

Первоклассник не может помнить обо всех этих нюансах, поэтому ему нужны вы – чтобы следить
и ненавязчиво напоминать. А вот дети в третьем и четвертом классе уже более самостоятельны – там вам нужно обязательно проверять наличие выполненного домашнего задания, необязательно досконально искать ошибки.

Следите за тем, чтобы ребенок проговаривал задания. Устное задание может восприниматься ребенком как задание, которое не нужно делать, но если в учебнике написано, что нужно что-то объяснить устно, значит ребенок должен объяснить вам это устно, иначе качество обучения падает в разы. То же касается определений, правил, в математике – алгоритмов решений (так у ребенка формируется внутренний план действий), прописей – когда нужно сказать, как соединяются буквы.

Если ребенку сложно, никогда не давайте ответ на вопрос «А как делать?». Задавайте наводящий вопрос. «Давай посмотрим, где об этом можем узнать? А делали вы что-то похожее? А в учебнике что пишут?». Только так у ребенка включится саморегуляция.

То же касается сбора портфеля. «А что у нас завтра за уроки? А что нам надо взять тогда?».
Фразы «А мама мне не положила» быть не должно – постоянно транслируйте ребенку, что это его ответственность. Не я положила, а ты положил.
Как отпускать ребенка в свободное плавание? Если ребенку легко делать домашнее задание, потихонечку отходите – оставляйте его одного на какое-то время, далее сведите свое участие только
к проверке наличия выполненного ДЗ. Если ребенок хочет делать все сам, но пока сам объективно не может, наблюдайте за ним и до конца не "отпускайте".

Детям очень важен позитивный настрой родителей. Пожалуйста, не злитесь, мы понимаем, что вы устаете, работаете. Мы вам искренне сочувствуем! Но с ребенком нужно сдерживаться и улыбаться. Если вы видите, что ребенок делает ошибку, не указывайте на нее прямо, просто мягко намекните. «Давай подумаем еще, ты уверен, что сделал все правильно? А давай перепроверишь еще?». Если он разобрался – хвалим. «Какой ты молодец, что разобрался». Это очень здорово поднимает самооценку. Нельзя постоянно тыкать ребенку в ошибки, это отобьет все желание что-то делать и может привести
к синдрому выученной беспомощности. Например, если в прописи ребенок написал одну чудесную букву, а остальные – так-сяк, то не говорите «Исправь эти буквы», а идите через похвалу – «Смотри, как замечательно ты написал эту букву, какой у нее замечательный хвостик, сделай остальные так же хорошо!»

Обязательно напоминайте ребенку проверять, все ли он сделал до конца, все ли задания выполнил – формируйте навык самопроверки. После этого проверяйте сами – открывайте дневник, проверяйте
по заданию. Постепенно, в 3-4 классе от этого можно отходить.

Хотите узнавать о новостях проекта?
Оставьте свой электронный адрес, мы будем присылать уведомления о встречах, вебинарах и жизни проекта "Дети и наука".
Made on
Tilda