В школу с 6 лет:
особенности раннего старта
Ранний старт в обучении. Что он дает, кому нужен, а кому нет?
Как правило, в России дети идут в школу в возрасте 7 лет. При этом в мировой практике существуют образовательные традиции, где системная учебная деятельность начинается с 5, а то и 3-4 лет, например, в Англии и Нидерландах.
С чем это связано?
Согласно Л.С.Выготскому, 5 лет — это сензитивный период развития ребёнка, одно из «чувствительных» окон, которые открываются и закрываются в определенные возрастные сроки. «В этот пери­од вли­я­ния ока­зы­ва­ют воз­дей­ст­вие на весь ход раз­ви­тия, вы­зы­вая в нем те или дру­гие глу­бо­кие из­ме­не­ния. В дру­гие пе­ри­о­ды те же са­мые условия мо­гут быть ней­т­раль­ны­ми или да­же ока­зы­вать об­рат­ное дей­ст­вие на ход раз­ви­тия».

Пятилетний ребенок впитывает новую информацию, как губка. Он готов осознать понятия размера, цвета, формы, готов научиться писать, может проявлять интерес к математике, музыке. В возрасте 4-6 лет дети также учатся самодисциплине и дисциплине в группе, развивают моторные навыки, учатся концентрации внимания, формируется их эмоционально-волевая сфера. И это время можно провести с пользой. Важно создать среду для развития данных качеств.
Основные ошибки раннего старта в обучении
1. Отсутствие моральной подготовки ребёнка, который приходит в школу. Например, у него не выработан режим дня (ребёнок не готов к ранним подъемам), до этого момента не было четких обязанностей (ребёнок не готов прикладывать усилия), один в семье (ребёнок не привык конкурировать). При групповом обучении все эти навыки являются обязательными.
Конечно, поначалу могут быть истерики, нежелание идти в класс, проблемы с дисциплиной, а о нормальном усвоении учебных навыков на некоторое время и вовсе стоит забыть. Происходят ломка, разрушение старых сте­реотипов и способов реагирования и формирование новых навыков взаимодействия с окружающим миром, адекватных изменившейся жизненной ситуации.

Как может помочь ребенку семья? Предупрежден — значит вооружен. Необходимо загодя выстроить режим сна и бодрствования, проговорить с ребенком социальные роли в учебной группе, правила поведения в классе, дать возможность самостоятельно выполнять какие-то домашние поручения. При позитивном развитии событий, когда у ребёнка устойчи­вая положительная самооценка, он спокойно переносит свойствен­ные периоду адаптации трудности и неудачи. Тогда про истерики и речи не идёт.

2. Отдать ребёнка в группу более старших детей.
Даже если шестилетка нормально развит для своего возраста, в группе семи-восьмилетних детей он оказывается самым маленьким, это может быть тяжело эмоционально.

3. Сдаться на полпути, не учитывая адаптационный период.
Выделяют три сферы частичных или полных изменений, к которым необходима адаптация:
  • общие условия и режим жизнедеятельности;
  • новая социальная среда;
  • изменившаяся ведущая деятельность.
У первоклассника радикальные изменения происходят во всех сферах. При этом многие родители спешат вынести "приговор" обучению до того, как пройдёт период адаптации, и забрать ребёнка домой на полгода или год.

Такое решение родителей может убить мотивацию ко всему учебному процессу в целом. Допустим, 6-летний ребёнок пошёл в школу, которая работает с детьми такого возраста. Отходили несколько дней или неделю. Конечно, от непривычной среды, какая бы она не была мягкая, и новой нагрузки, ребёнок устанет. Худшее, что можно сделать в такой ситуации — сдаться, разом обесценивая все приложенные усилия.

Да, в такой ситуации ценностный ориентир сбивается: ребёнку все равно придется прикладывать усилия для учёбы, но ценности он в ней видеть уже не будет, потому что ему изначально разрешили этого не делать.
Какой должна быть школа для шестилетки?
Отличия массового образования от специального
Ключевое отличие обучения в массовой и специальной/альтернативной школе — уровни целей в отношении знаний. Согласно таксономии Бенджамина Блума, сформулированной в середине XX века, иерархия учебных целей состоит из 6 ступеней. Это:

  1. Запоминание
  2. Понимание
  3. Применение
  4. Анализ
  5. Оценка
  6. Создание
Массовая школа, как правило, останавливается на третьей ступени из шести: ребёнок выпускается с умением применять полученную информацию, он грамотен, интегрирован в общество и может быть реализован в области, не связанной с передовой наукой или технологиями.

Программы специальных школ, как правило, направлены на развитие способностей учеников к синтезу информации, способности соединять материалы по-новому, создавать.
Ребенку 6 лет требуется очень конкретная социальная и образовательная среда, чтобы она стала развивающей, а не разрушающей. Какими качествами она должна обладать?

1. Наличие отбора при поступлении. И речь не только об умении считать до десяти или знании букв. Важно, чтобы с ребенком встретился психолог для диагностики психологической готовности и выявления возможных сложностей. В группе, набранной по единому принципу, есть возможность ставить высокие образовательные цели и идти к ним, ориентируясь на результат сильнейших.

2. Количество человек в классе. Взаимодействие с новой социальной группой в любом случае потребует адаптации, и чем меньше людей будет в этом коллективе, тем проще она пройдёт. Если в классе 30-35 человек, у учителя физически не хватает времени на то, чтобы уделять внимание каждому ребёнку, вникать в его проблемы, давать дополнительные индивидуальные разъяснения по программе. Предоставленные сами себе, дети часто самоорганизуются по принципу "кто сильнее", отчего возрастает риск буллинга. Кроме того, шестилетний ребёнок не готов ни психоэмоционально, ни физически выдерживать полный день в большой группе незнакомых людей.

3. Прозрачность среды. Как правило, массовая школа представляет из себя закрытую систему, где родители не видят, с кем и как учится их ребенок, где нет возможности повлиять на организацию учебного процесса. Формализм организации учебного процесса в обычной школе очень часто не бросается в глаза родителям, потому что они максимально от него дистанцированы. Когда за ребёнком закрывается дверь в школу, все происходящее там остается для родителя загадкой. О конфликтных ситуациях, проблемах в коммуникации и восприятии информации родитель часто узнает либо из жалоб ребенка, либо от недоброжелательно настроенного учителя. Часто не узнает вообще. У родителей должна быть возможность напрямую обратиться к учителям, задать интересующие вопросы, получить индивидуальные рекомендации. В школах с открытым учебным процессом родители могут сотрудничать с педагогами в воспитании и обучении ребенка. Сотрудничество учителя и родителя базируется на уважении, принятии и понимании той роли, которую каждый из этих взрослых играет в воспитании ребёнка.

4. Сбалансированная программа: в этом возрасте для ребенка все еще важна игра, как основной привычный вид деятельности. Учеба постепенно и плавно встраивается в игру. Важно, чтобы в расписании занятий у ребёнка были пятиминутки с зарядкой и отдыхом, прогулки и игры.

5. Адаптивность учебного процесса к вынужденным ситуациям удаленного обучения.
Как проверить, что образовательная среда подойдёт ребёнку 6-ти лет?
Обязательно посетите день открытых дверей, оцените помещение с точки зрения чистоты, комфорта и безопасности. Познакомьтесь с директором, учителями, завучами. Обращайте внимание, какие педагоги будут работать с ребёнком, как будет построено их взаимодействие.

Познакомьтесь с программой. Выбирайте программу, исходя из целей, задач и методов. Спрашивайте о результативности. Есть сильные программы, которые имеют доказанную эффективность: поступление выпускников в рейтинговые школы, участие детей в олимпиадах, успешное совмещение базовой программы и профессиональных занятий спортом, искусством.

Пообщайтесь с родителями учащихся этой школы, однако имейте в виду, что эти точки зрения будут субъективными, будут сильно зависеть от ожиданий и представлений конкретного родителя и не всегда совпадать с объективной реальностью.

Приходите на пробное обучение. Многие школы имеют бесплатный тестовый период, за который можно составить представление об учебном заведении, о нагрузке, программе, педагогах.
Готов ли ребенок к школе?
Пройдите диагностику уровня знаний и психологической готовности к школе в «Дети и наука»
Made on
Tilda