1. Отсутствие моральной подготовки ребёнка, который приходит в школу. Например, у него не выработан режим дня (ребёнок не готов к ранним подъемам), до этого момента не было четких обязанностей (ребёнок не готов прикладывать усилия), один в семье (ребёнок не привык конкурировать). При групповом обучении все эти навыки являются обязательными.
Конечно, поначалу могут быть истерики, нежелание идти в класс, проблемы с дисциплиной, а о нормальном усвоении учебных навыков на некоторое время и вовсе стоит забыть. Происходят ломка, разрушение старых стереотипов и способов реагирования и формирование новых навыков взаимодействия с окружающим миром, адекватных изменившейся жизненной ситуации.
Как может помочь ребенку семья? Предупрежден — значит вооружен. Необходимо загодя выстроить режим сна и бодрствования, проговорить с ребенком социальные роли в учебной группе, правила поведения в классе, дать возможность самостоятельно выполнять какие-то домашние поручения. При позитивном развитии событий, когда у ребёнка устойчивая положительная самооценка, он спокойно переносит свойственные периоду адаптации трудности и неудачи. Тогда про истерики и речи не идёт.
2. Отдать ребёнка в группу более старших детей. Даже если шестилетка нормально развит для своего возраста, в группе семи-восьмилетних детей он оказывается самым маленьким, это может быть тяжело эмоционально.
3. Сдаться на полпути, не учитывая адаптационный период. Выделяют три сферы частичных или полных изменений, к которым необходима адаптация:
- общие условия и режим жизнедеятельности;
- новая социальная среда;
- изменившаяся ведущая деятельность.
У первоклассника радикальные изменения происходят во всех сферах. При этом многие родители спешат вынести "приговор" обучению до того, как пройдёт период адаптации, и забрать ребёнка домой на полгода или год.
Такое решение родителей может убить мотивацию ко всему учебному процессу в целом. Допустим, 6-летний ребёнок пошёл в школу, которая работает с детьми такого возраста. Отходили несколько дней или неделю. Конечно, от непривычной среды, какая бы она не была мягкая, и новой нагрузки, ребёнок устанет. Худшее, что можно сделать в такой ситуации — сдаться, разом обесценивая все приложенные усилия.
Да, в такой ситуации ценностный ориентир сбивается: ребёнку все равно придется прикладывать усилия для учёбы, но ценности он в ней видеть уже не будет, потому что ему изначально разрешили этого не делать.