- Используешь ли ты межпредметные связи, когда учишь ребят?
- Я очень стараюсь так делать и всем советую, в том числе родителям при общении с детьми: чтобы они старались находить параллели в разных предметах. Важно, чтобы у детей не было ощущения, что это просто отдельные предметы, несвязный набор фактов, важно поддерживать ощущение, что все школьные дисциплины — это единая система , что они разные точки зрения на один и тот же мир, мир, который нас окружает. Поэтому, чтобы использовать каждый предмет в другой области, я привожу примеры из биологии в той же математике или математические примеры на окружающем мире. В будущем это пригодится, ведь много современных научных открытий происходит именно на стыке наук. И это понимание, что есть стык наук, и там есть много всего интересного, полезно заронить в детей со школы.
Межпредметные связи должны выстраиваться учителем на каждом уроке — необходимо расширять кругозор преподавателей хотя бы по смежным областям. В "Дети и наука" мы стараемся взаимодействовать с коллегами из смежных областей, чтобы выстраивать курсы по возможности параллельно.
- Что нужно, чтобы стать успешным ученым, построить научную карьеру?
- В школе родителям нужно всячески поощрять стремление ребёнка к знаниям, желательно отправить в кружок при ВУЗе, куда ребенок хочет поступить. В процессе учебы, после первого курса, студенту стоит задуматься, в каком направлении хочется развиваться дальше. Можно выбрать будущего научного руководителя или наставника, чтобы он посоветовал научную группу для совместной работы. Обычно люди идут навстречу и берут студентов в свои сообщества. Этот опыт будет очень полезен: познакомиться, поделать, поучаствовать, понять, что это за люди, как они мыслят.
- Есть ли сегодня шанс построить карьеру за рубежом?
- Шанс есть всегда, всё зависит от упорства и иногда от случая. Желательно найти стажировку на два-три месяца в каком-нибудь зарубежном университете, съездить, посмотреть, оценить себя, понять, нравится или не нравится. Такая стажировка в любом случае даст большой бонус в дальнейшей карьере, где бы она не была.
Потом можно поехать писать диссертацию за рубежом: после такого шага намного легче устроиться на работу в иностранный университет. К этому моменту уже нужно иметь несколько хороших публикаций в зарубежных журналах. Это обычно дает контракт на несколько лет. И если всё идёт хорошо, то можно уже будет задуматься о том, чтобы оставаться.
- Важная компетенция, которая нужна и биологу, и математику — это иностранные языки. Сколько языков ты знаешь?
- Нормально я знаю только английский: изучал его и в школе, и в университете, жил в США, путешествовал. Кроме того, все самые важные и актуальные научные статьи публикуются на английском языке, чтобы весь мир мог их прочитать. Поэтому без английского просто не понять, что происходит в современной науке.
- Как мотивировать ребёнка изучать тот или иной предмет?
- Я хочу подчеркнуть, что обычно человек сам всё-таки мотивирован в какую-то сторону. Важно, прежде чем мотивировать его к обучению другим дисциплинам, не дать заглохнуть первой, основной мотивации, обязательно поддерживать.
По поводу смежных областей, ребёнку нужно объяснить, зачем это нужно именно ему, как это применить на практике, что дает такое знание. Например, человеку с биологическим уклоном не всегда интересно изучать языки. Ему нужно донести, что на английском языке потребуется много читать и писать, чтобы быть успешным в профессии. Предупредить, что поначалу будет сложно, и так сложно бывает всем, кто начинает что-то новое для себя, но эти трудности временны, а незнание — вечно. Очень полезным будет дать почитать что-то интересное на английском языке, чтобы мозг связал эти события: да, это сложно, но за это я получаю большую ценность и мне это нравится.
- Как ты мотивируешь тех ребят, которым биология неинтересна?
- Мотивация может быть разная. Во-первых, стоит посмотреть, чем интересуется конкретный ребёнок, и попробовать объяснить на понятном ему языке. Если у ребенка сильно развит соревновательный дух, можно добавить состязательный элемент. Ему приходится догонять остальных, он хочет их обогнать, поэтому берёт ещё и ещё знаний и сам не замечает, как уже много всего знает и в чём разбирается. И вот ему уже просто интересно, и он хочет знать больше.
Учитель должен великолепно владеть контекстом каждого конкретного ребёнка в классе. Я, например, периодически слушаю, о чём дети говорят на перемене, пытаюсь запомнить названия блогеров, которых они смотрят, чтобы посмотреть самому и прикинуть, на каком языке они говорят, какие приемы используют и что конкретно детям в них нравится. По сути, мы конкурируем с блогерами за время ребёнка. Это удручающе, но это реальность.
- Как ты думаешь, каким будет набор профессий лет через 15-20, с которыми будут иметь дело те ребята, которые сейчас увлекаются биологией, математикой и информатикой?
- Обязательно будут профессии на стыке наук: большие вычислительные мощности в сочетании с биологией, самоуправляемые системы. При этом без живых систем тоже никуда: человеку нужно что-то есть и иметь вокруг себя для психологического комфорта что-то природное.
Набирает популярность стык искусства и биологии. Например, в университетах Японии биологи устраивают день открытых дверей для людей искусства, показывают им что-то в микроскопах, срезы тканей, как движутся разные существа, что у нас внутри. Люди искусства создают что-то гибридное, химеру из своего воображения и биологической реальности. Потом на их произведения смотрят люди с физического или инженерного факультета и находят там идеи для своей работы.
Биология - это одна из самых динамично развивающихся наук. Мы должны научить детей, что нужно постоянно обновлять свои знания, причём делать это самостоятельно. Если ты сделаешь паузу хотя бы в несколько лет и не будешь обновлять свои знания, ты уже безнадёжно устареешь и не будешь понимать, о чём говорят твои бывшие коллеги. Раньше было достаточно что-то выучить и лет 20-30 можно было спокойно работать с этими знаниями. Сейчас буквально каждый день выходят новые статьи, которые так или иначе касаются конкретно твоей области. Одну-две статьи в день желательно читать вместо утренней газеты.
И ученикам, и учителям нужно научиться постоянно учиться, чтобы быть в контексте новых изменений и открытий.