Дети и наука.Классы
Что такое
функциональная грамотность и как ее развивать?
Зачем ребенок ходит в школу и проводит в ней огромное количество времени?
Виолетта Михайловна Потякина
Академический координатор проекта «Дети и наука»
Филологический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова.
Преподаватель Школы Юного филолога.
Следуя требованиям ФГОС, школа должна обеспечить ребенка следующим:

  • Предметные знания, умения и навыки — за это отвечает учебная программа.
  • Личностное развитие — это и самоопределение ребенка, и формирование у него морально-этических ориентиров в процессе социализации в коллективе.
  • Метапредметные навыки — это регулятивные (способность управлять своим поведением), познавательные (умение разобраться в проблеме самостоятельно и - шире - интерес к миру и творческим вызовам) и коммуникативные навыки.

    Однако сейчас ученые, изучающие проблемы образования, говорят о том, что ребенок должен обладать и функциональной грамотностью, а знания его не должны быть оторваны от жизни.
Функциональная грамотность — это способность применять приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности.
Различают следующие виды функциональной грамотности:

  • читательская грамотность
  • естественнонаучная грамотность
  • финансовая грамотность
  • математическая грамотность
  • креативное мышление
  • глобальные компетенции
    Как измерить, обладает ли ребенок предметными знаниями?

    Существует несколько международных программ, измеряющих качество обучения (т.е. предметные знания, умения, навыки) — это TIMSS (Trends in Mathematics and Science Study) и PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study).
    На основе исследования учебных программ и особенностей процесса обучения, методик, используемых учителем, ученые со всего мира могут оценить качество образования, получаемого в каждой стране.

    TIMMS проводится раз в 4 года среди четвероклассников и восьмиклассников. При проведении TIMSS исследуют, могут ли ребята справиться с математическими задачами разных типов и уровней сложности.

    PIRLS проводится раз в 5 лет среди четвероклассников - тех ребят, которые окончили начальную школу. При проведении исследования PIRLS ребятам дается два текста - научно-популярный и художественный. Учеников просят прочитать тексты и ответить на вопросы. Так определяются умения учащихся находить информацию в тексте, формулировать выводы, интерпретировать информацию и работать со структурой текста, учитывая его языковые особенности.
      А как оценивают функциональную грамотность?

      Для оценки функциональной грамотности учащихся была создана Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся PISA (Programme for International Student Assesment).
      Эта программа оценивает способность учащихся воспользоваться полученными знаниями для решения реальных проблем, возникающих в разных сферах человеческой деятельности. Тестирование направлено на определение уровня функциональной грамотности в области математики, чтения и естествознания. Исследование проводится раз в 3 года среди 15-летних школьников из множества стран. Это одно из важнейших исследований, которое определяет, обладают ли учащиеся разных стран компетенциями, необходимыми для жизни в 21 веке.
        В исследованиях PISA ребятам выдаются задания различных типов.

        Например, чтобы измерить уровень читательской грамотности, ученые выдавали тексты, использующиеся в различных ситуациях человеческой деятельности.

        Ученику дается текст, который необходимо прочитать и интерпретировать.
        Далее дается определенный контекст, исходя из которого ученик должен ответить на вопросы:

        Вот, например, мы видим привычную ситуацию общения на форумах в комментариях:

        А здесь ребенок должен определить причину поведения Ивы_88, исходя из информации в тексте и знаний из своего житейского опыта:

        Здесь мы смотрим на то, способен ли ребенок определить цель коммуникативного сообщения - согласитесь, важное умение.
        (Посмотреть на примеры тестовых заданий можно здесь)

        Как мы видим, при определении уровня развития читательской грамотности оценивается умение ученика находить и извлекать информацию из текста, оценивать и интерпретировать ее, использовать эту информацию в реальном контексте для решения задачи.

        А вот примеры заданий на определение уровня математической грамотности в 9 классе.
          Дан текст:
          ДОМАШНИЙ КИНОТЕАТР

          При покупке телевизора прежде всего необходимо учитывать, что размер экрана должен соответствовать размерам комнаты. Диагональ экрана и расстояние просмотра от зрителя до экрана − одни из самых важных факторов, оказывающие огромное влияние на качество воспринимаемого изображения. Существуют различные стандарты с рекомендациями для построения домашнего кинотеатра.

          Математическая грамотность оценивается по тому, как ребенок может применять знания, полученные на уроках математики, интерпретировать информацию с позиции математики для решения практических задач.
            Здесь проверяется умение ученика переводить величины из одной единицы в другую:

            Это задание посложнее: здесь нужно проанализировать информацию с помощью встроенного калькулятора, обработать результаты эксперимента, извлечь и интерпретировать результаты решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений, выявить зависимость между величинами.
            (Посмотреть примеры заданий можно здесь)

            Сюда можно включить и финансовую грамотность: может ли ребенок выявить информацию о финансах, содержащуюся в тексте, проанализировать ее, оценить и применить свои знания в данном контексте. Шире — может ли ученик проводить операции с деньгами, планировать свои доходы и расходы, оценивать риски и выгоды — как видите, эти умения пригодятся ребенку в его жизни.
              Например, задание для 5 класса — вполне реальная жизненная ситуация, в которой может оказаться подросток:

              И ряд вопросов: ученик определяет, с каким финансовым затруднением могут столкнуться герои.

              А здесь уже подключаются статьи в Интернете - можно ли им доверять, и как понять, что тебя обманывают?

              Определяем, используя свои знания, какую пиццу выгоднее купить:

              (Проверить, справится ли ваш ребенок с такими заданиями, можно здесь)

                Для измерения уровня развития глобальных компетенций также существуют различные типы заданий.

                Глобальная компетентность - это многомерная способность. которая позволяет ребенку изучать глобальные проблемы, понимать и ценить различные взгляды и мировоззрения, принимать меры для коллективного благополучия и устойчивого развития. Оценивается и умение аргументировать свою точку зрения, и привести доводы «за» и «против»

                Как видите, задания PISA позволяют учащимся применить свои знания в жизненной ситуации.
                И здесь возникает вопрос: должны ли мы разделять предметные знания и функциональную грамотность? Возможно ли одно без другого? Что важнее?

                К каким результатам пришли ученые?
                  Функциональная грамотность формируется на базе академических знаний,
                  однако использование знаний во внеучебной ситуации возможно только
                  при наличии у ребенка метапредметных навыков, т.е. способности анализировать информацию, определять суть задания, искать нужные сведения,
                  обращаться за помощью при необходимости и т.д.

                  Например, ребенок читает текст, но не может найти нужную ему информацию, которая в нем содержится — или просто не понимает при чтении задания, чего от него хотят.

                  Или видит, что 300 г клубники в упаковке стоят 200 рублей, а килограмм в магазине стоит 500 рублей — и покупает клубнику в упаковке, думая, что так выгоднее.
                    Как формировать функциональную грамотность?

                    • Для начала попросите ребенка пройти тестирования на удобной ему платформе — сейчас есть множество сайтов с заданиями PISA. Их можно использовать и для диагностики, и в качестве тренировки.

                    • Вписывайте знания, получаемые ребенком в школе, в жизненный контекст. Например, ребенок изучает тему «Проценты» — попросите его рассчитать, какой накопительный вклад выгоднее открыть, чтобы накопить на велосипед/новую приставку/любое другое приобретение. Личная значимость и практическая польза в этом случае будут зашкаливать.

                    • Введите правило — по научно-популярной статье в день в последующим обсуждением и обменом мнениями. Можно организовать семейный клуб — (внимание — темы даны для примера, вы совершенно свободны в выборе того, о чем будете читать) папа читает о Космосе, мама об истории открытия древнего языка, ребенок — о чем угодно, что его интересует (если не интересует ничего, попробуйте наугад выбрать текст из энциклопедий для детей от издательства «Аванта+» — и если так делать регулярно, то постепенно ребенок втянется).

                    • Работать с фейками. Если ребенок сидит в TikTok и приходит к вам с очередным гениальным видео, попросите его проверить, реально ли возможно то, что там предлагают. Например, в прогремевшем #yogachallenge двое йогов как будто парят в воздухе - спросите у ребенка, а реально ли это? А как насчет законов физики?

                    • Чтение текстов — любых. А для чего этот текст написан? А что от тебя здесь хотят? А как автор добивается, чтобы ты что-то сделал? Подойдут и вопросы по тексту - а что он тут имел в виду?

                    • А можно попросить ребенка каждый день вписывать в дневник все, что с ним происходит, и оформить это как книгу - это поможет развить навык написания текстов и подойти к заданию творчески.

                    • Еще для развития читательской грамотности и креативного мышления можно просить ребенка перевести текстовую информацию в любой другой вид — нарисуй, составь табличку, схему, сделай свой собственный мультик, скульптуру!

                    • Если мы говорим о критическом мышлении, на помощь придет книга Никиты Непряхина и Тараса Пащенко «Критическое мышление. Железная логика на все случаи жизни», написанная специально для подростков. Советуем!
                      Хотите пройти диагностику уровня знаний?
                      Оставьте заявку в июле и получите диагностику уровня знаний и учебной мотивации со скидкой 10%.
                      Made on
                      Tilda