3. Обращаем внимание на то, в какой этап своего творческого пути автор написал произведение, как это связано с тем, что происходило в его жизни.
Не нужно переписывать в анализ всю Википедию — мы смотрим только на то, что может нам помочь прояснить смысл произведения. На содержание влияет и личность самого автора (некоторые исследователи считают, что автора из уравнения можно вычеркнуть и не принимать его во внимание,
но мы отталкиваемся от того, что автор все-таки создает произведение, имманентно влияя на него).
Зная, что Блок в начале своего творчества был приверженцем идей Соловьева и писал о Прекрасной Даме, но не зная обстоятельств его личной жизни, мы не сможем объяснить резкую перемену женского образа в его лирике: почему Прекрасная Дама, которую лирический герой ждет в церкви, жаждет увидеть во сне, вдруг сменяется на Незнакомку из ресторана (в который порядочные женщины не могли ходить без сопровождения мужчин)? И здесь мы можем говорить, что события личной жизни Блока (говоря о некоторых событиях жизни авторов сложно, ибо кажется, что мы бесцеремонно вторгаемся
в чужую жизнь, но очень часто эти события влияют на произведения, перемалываясь в творческой кузнице), повлияли на его эстетическую концепцию. А уж если мы почитаем «Черную кровь», то вообще не узнаем привычного нам Блока:
Глаз молчит, золотистый и карий,
Горла тонкие ищут персты…
Подойди. Подползи. Я ударю —
И, как кошка, ощеришься ты…
Или вот цитата из романа в стихах «Евгений Онегин» Пушкина:
Там некогда гулял и я:
Но вреден север для меня.
Почему север вреден? Если мы вспомним, что он пишет эти строки, будучи в южной ссылке, то поймем, почему север вреден — это шутка, которую поймут люди, знающие, что Пушкина сочли «вредным» элементом, пишущим провокационные стихи. И как сразу заблестели эти две строчки!
Здорово, если вы умеете анализировать произведение, не владея какой-то информацией об авторе, — это очень пригодится на ЕГЭ и олимпиадах, где может попасться все что угодно и нужно опираться только на текст. Знание биографии значительно расширяет представление о тексте, но ваша задача — научиться анализировать без «биографического читерства».