Дети и наука.Классы
Что хотел сказать автор?
Памятка для учеников: как анализировать произведение
Виолетта Михайловна Потякина
Академический координатор проекта «Дети и наука»
Филологический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова. Преподаватель Школы Юного филолога.
Для начала, разберемся, что такое анализ произведения. Это исследование его частей по отдельности и в совокупности. Чтобы анализировать произведение, нужно внимательно его прочитать. Желательно не один раз.

Давайте воспринимать анализ как расследование: вам загадал загадку человек из прошлого, и чтобы ее разгадать, нужно поискать доказательства, детали, выдвинуть версии.
1. Форма + содержание = произведение. Отрывать их друг от друга в анализе нельзя.

Каждое произведение имеет форму и содержание. Анализировать одно в отрыве от другого, если вы хотите проанализировать произведение, бессмысленно, потому что содержание всегда влияет на форму, а форма привносит некоторые оттенки значений в содержание.

Форма — это жанр, композиция, принцип организации повествования, стиль, интонация стиха, рифма, средства художественной выразительности. Содержание — идеи, топосы, характеры, темы, которые есть в произведении, проблемы, поднимающиеся в нем.
2. Обращайте внимание на историю создания произведения: исторический контекст, кому произведение посвящено.

Произведение никогда не создается в вакууме. Его автор — человек, который живет в обществе, и, как сейчас сказали бы, включен в новостную повестку своего времени и окружения. А это влияет на то, как и о чем он пишет.

Вот, например, Толстой написал «Войну и мир» о войне 1812 года. Почему он так сделал, если первоначально хотел писать о вернувшемся с каторги декабристе (ведь в годы написания романа-эпопеи как раз начали возвращаться выжившие в Сибири участники восстания)? Потому что, начав погружаться в историю декабристского восстания, Толстой понял, что корни его идут от войны с Наполеоном и заграничных походов русской армии.

А вот Некрасов пишет поэму «Дедушка». Кто этот дедушка? Почему маленькому Саше не говорят, за что дедушку отправили в Тарбагатай? И если он был в ссылке, получается, он плохой человек? Тогда почему все говорят, что он хороший? Если мы начнем разбираться и распутывать этот текст, то поймем, что речь идет о вернувшемся декабристе. А написал его Некрасов в годы народнического движения — и тогда нам станет понятно, почему поэт пишет о первых революционерах.
3. Обращаем внимание на то, в какой этап своего творческого пути автор написал произведение, как это связано с тем, что происходило в его жизни.

Не нужно переписывать в анализ всю Википедию — мы смотрим только на то, что может нам помочь прояснить смысл произведения. На содержание влияет и личность самого автора (некоторые исследователи считают, что автора из уравнения можно вычеркнуть и не принимать его во внимание, но мы отталкиваемся от того, что автор все-таки создает произведение, имманентно влияя на него).

Зная, что Блок в начале своего творчества был приверженцем идей Соловьева и писал о Прекрасной Даме, но не зная обстоятельств его личной жизни, мы не сможем объяснить резкую перемену женского образа в его лирике: почему Прекрасная Дама, которую лирический герой ждет в церкви, жаждет увидеть во сне, вдруг сменяется на Незнакомку из ресторана (в который порядочные женщины не могли ходить без сопровождения мужчин)? И здесь мы можем говорить, что события личной жизни Блока (говоря о некоторых событиях жизни авторов сложно, ибо кажется, что мы бесцеремонно вторгаемся в чужую жизнь, но очень часто эти события влияют на произведения, перемалываясь в творческой кузнице), повлияли на его эстетическую концепцию. А уж если мы почитаем «Черную кровь», то вообще не узнаем привычного нам Блока:

Глаз молчит, золотистый и карий,
Горла тонкие ищут персты…
Подойди. Подползи. Я ударю —
И, как кошка, ощеришься ты…



Или вот цитата из романа в стихах «Евгений Онегин» Пушкина:

Там некогда гулял и я:
Но вреден север для меня.


Почему север вреден? Если мы вспомним, что он пишет эти строки, будучи в южной ссылке, то поймем, почему север вреден — это шутка, которую поймут люди, знающие, что Пушкина сочли «вредным» элементом, пишущим провокационные стихи. И как сразу заблестели эти две строчки!

Здорово, если вы умеете анализировать произведение, не владея какой-то информацией об авторе, — это очень пригодится на ЕГЭ и олимпиадах, где может попасться все что угодно и нужно опираться только на текст. Знание биографии значительно расширяет представление о тексте, но ваша задача — научиться анализировать без «биографического читерства».
4. Смотрим на название — оно может намекнуть на основную идею.


Обратите внимание на название произведения. Обычно автор выносит подсказку о том, как понимать его текст, в название, потому что это сильная позиция текста. Название — важная улика в нашем расследовании.

Например, у Чехова есть рассказ «Хамелеон». О чем он? О полицейском, человеке, который должен независимо восстанавливать справедливый порядок. Но фактически Очумелов меняет свое поведение в зависимости от личной выгоды: а вдруг собачка все-таки генеральская, и тогда виноват золотых дел мастер Хрюкин — собака тварь нежная, неча ей тыкать в нос цигаркой. А если не генеральская? А коли не генеральская, то он, Очумелов, этого так просто не оставит!

И в общем понятно, почему рассказ называется «Хамелеон» — это метафора на Очумелова, мастерски подстраивающегося под обстановку.
5. Смотрим на жанр произведения. Думаем, что он говорит нам вместе со всеми остальными составляющими текста.

Анализируя текст, не нужно автоматически идти по определенной схеме и писать все по пунктам — анализ предполагает связный текст, положения которого вытекают друг из друга логично, непротиворечиво, аргументированно.

Иногда какие-то особенности бросаются в глаза сразу, например, форма:

О закрой свои бледные ноги!

Что мы можем сказать сразу? Что это одна строчка. То есть это моностих — однострочное стихотворение, очень необычная для русской поэзии форма. И вот от этой точки мы можем отправиться к новому вопросу: почему моностих? Ведь Брюсов выбрал его неспроста. А что он сам об этом говорил? А об этом нужно узнать, и здесь начинается настоящее расследование. И что вообще нам может сказать форма, если мы не смотрим на содержание?

А форма может сказать нам многое. Например, к форме можно отнести жанр произведения. Что это — сонет, гимн, послание, элегия? А может, это ода?

У этих жанров есть очень долгая традиция и пласт смыслов, которые, если вы хоть чуточку знаете историю литературы, всплывают в голове, как только вы приступаете к чтению. То есть жанр — это еще одна деталь мозаики, позволяющая сложить картинку.

Вот, например, ода. Один из старейших жанров литературы. Их слагали еще героям в древней Греции. Ода — это жанр очень торжественный, его просто так не напишешь. Ода сразу настраивает на то, что сейчас речь будет идти о чем-то незаурядном, важном. Поэтому, когда мы читаем «Оду к нужнику» Лермонтова, мы сначала очень сильно удивляемся. Как так, это же ода! А Лермонтов просто шутит и переворачивает древнюю форму, воспевая в ней не традиционный для жанра предмет и играя таким образом с содержанием.

О ты, вонючий храм неведомой богини!
К тебе мой глас... к тебе взываю из пустыни,
Где шумная толпа теснится столько дней
И где так мало я нашел еще людей!


И мы можем понять эту иронию. Написано-то прекрасно!
6. Композиция тоже работает на выражение замысла автора. Определите тип композиции и подумайте, что она вам может объяснить. Почему автор выбрал такую композицию?

Если мы говорим о стихотворении, то оно делится на строфы, которые, в свою очередь, делятся на стихи. Например, есть строфы, состоящие из двух стихов (попросту, строчек) — двустишия. Есть более привычные нам четверостишия. А есть нечто экзотичное — онегинская строфа, в которой 14 стихов. Ей написан роман «Евгений Онегин», как вы уже догадались.

С прозой проще: главы, части, тома.

Композиция может быть линейной, когда все идет в естественной последовательности: человек родился, жил, умер. Или с человеком случается событие, он его преодолевает, произведение заканчивается.

Также бывает инверсионная композиция. Например, в рассказе Бунина «Легкое дыхание» мы узнаем о событиях не в их хронологическом порядке, а как бы «с конца» истории.

В произведении может быть и кольцевая композиция, когда начало и конец произведения одинаковы. Например, знаменитое блоковское «Ночь, улица, фонарь аптека» — «Аптека, улица, фонарь». Автор закольцовывает композицию, чтобы продемонстрировать неизменность истории, замкнутость жизни.

Еще у произведения может быть композиция зеркальной симметрии. Пример: «Евгений Онегин». Вспомните, как персонажи повторяют действия друг друга:

Сначала:
Татьяна:☺✉♥
Онегин: ☹ ☞

А в конце все наоборот:

Онегин: ☆♥♥
Татьяна: ☹ ☞

Но это, конечно, уровень зеркальности, лежащий на поверхности, — в этом романе в стихах все гораздо интереснее, и симметрия проявляется не только на уровне событийном. Почитайте комментарий к роману Ю. Лотмана и узнайте, почему же так быстро разорился отец Онегина и была ли отсылка к басне Крылова про осла в самом начале романа («Осел был самых честных правил» и «Мой дядя самых честных правил»).
7. Составьте список: с помощью каких средств автор создает образ персонажа?

Когда автор пишет произведение, он может использовать разные средства для создания образов.Тут хорошо представить, что образ — это некоторое изображение героя, только в словах, а не в красках, поэтому и название средств будет живописным.

Портрет — описание внешности героя. Помните знаменитую беличью губку с усиками маленькой княгини, жены князя Андрея Болконского из «Войны и мира»? Или маленькую ручку самого князя — фамильную черту всех Болконских.

Портрет — не только описание внешности. Это еще и описание действий и состояний героя (как он улыбается, как жестикулирует, как ходит, сидит, ест, ссорится с другими людьми и т.д.). А есть и психологический портрет — это характер героя, его переживания.

*Маленькая вставка для самых увлеченных. В «Герое нашего времени» Лермонтов потрясающе использует разные виды портретов: так, Максим Максимыч, простой вояка, описывает Печорина как странного малого, который то от сквозняка в комнате простынет, то на охоту на кабана в одиночку идет, и хоть бы ему что. И при этом тоненький, беленький. Максим Максимыч не вдается в анализ, в отличие от рассказчика (проезжего офицера, который замечает гораздо больше деталей), что глаза Печорина не смеются, когда он смеется, и что взгляд его мог бы казаться дерзким, если бы не был столь равнодушным. И если вы все еще сомневаетесь, что это совсем другой уровень описания, то прочтите эту цитату: «Его походка была небрежна и ленива, но я заметил, что он не размахивал руками — верный признак некоторой скрытности характера...». Офицер замечает такие детали поведения Печорина, которые Максим Максимыч не видит, и при этом интерпретирует их, позволяя нам, читателям, составлять свое представление о герое.

Есть пейзаж — описание природы, которое уже стало некоторым мемом. Для чего читать бесконечные описания природы? Потому что, во-первых, это красиво, и если вы не любитель смотреть кино, то уж почитать про лето во время холодной зимы, как минимум, приятно. Но пейзаж, как и все остальное в произведении, для чего-то нужен. Обычно пейзаж подчеркивает душевное состояние героя: и тут, конечно, мы вспоминаем дуб и князя Андрея, который, в зависимости от своего душевного состояния, видит дуб то засохшим, старым, практически мертвым, а потом зеленым, полным жизни.

Чтобы оживить персонажа, автор наделяет его собственной речью. Она может проявляться в монологе или диалоге. Речь героя позволяет нам делать выводы о его принадлежности к определенной среде: например, госпожа Простакова, жестокая помещица из комедии «Недоросль», кричащая «Старая хрычовка!». Фонвизин знал толк в создании речевой характеристики героев.

И, наконец, детали: значимые подробности, которые делают образ объемным и говорят нам что-то о героях или ситуации. Ахматовская лирическая героиня надевает на правую руку перчатку с левой руки. Почему поэтесса делает на этом акцент? Подумав, мы можем сказать: так она показывает, что лирическая героиня волнуется и от волнения даже не замечает, что спутала перчатки.
8. Опишите, какие тропы и для чего использует автор.

Настало время поговорить о том, что пугает большинство ребят: средства художественной выразительности, или тропы, как их называют.

Для чего их используют? Для того же, что и все остальное, — чтобы создать произведение, содержащее смысл, который автор задумал передать. Поэтому когда вы находите троп, не просто впишите его в список, а объясните, что он дает вам для понимания замысла.

Самое простое — это эпитет. Это образное определение, которое имеет переносный смысл. Тетрадь в клетку — не эпитет. Тетрадь и правда в клетку. А вот поющий костер — это уже эпитет. Костер трещит, и треск уподобляют песне.

Другое распространенное средство — метафора. Это скрытое сравнение: мы переносим свойства одного предмета на другие. Олицетворение (неживое описывается как живое) является видом метафоры. Герой Маяковского, называющий звезды и плевочками, и жемчужинами, использует метафору, чтобы показать, какое разное у людей может быть отношение к одним и тем же вещам. Герою вот они кажутся прекрасными.

Есть еще сравнение — оно простое и понятное, потому что обычно есть слова «точно, словно, будто, как», которые сигнализируют нам: «Смотри, это сравнение». Иногда вместо этих слов бывает существительное в творительном падеже: «Онегин жил анахоретом» (= как анахорет).

Еще два средства — антитеза и инверсия.

Антитеза (анти — против) — это противопоставление. «Они сошлись. Волна и камень, Стихи и проза, лед и пламень Не столь различны меж собой» — безусловно, Пушкин показывает с помощью антитезы, н а с к о л ь к о Онегин и Ленский разные.

Инверсия — нарушение обычного порядка слов. В русском языке предложения строятся по схеме «Подлежащее Сказуемое Дополнение»: я читаю книгу. Чтобы что-то подчеркнуть, порядок можно изменить:

Шевелящимися виноградинами
Угрожают нам эти миры,


(«Стихи о неизвестном солдате» О. Мандельштам)

Средств художественной выразительности много и перечислять их все мы здесь не будем. В качестве шпаргалки можете использовать сборник «Литература в схемах и таблицах» Е.А. Титаренко и Е.Ф. Хадыко.


9. Сформулируйте идею, тему и проблематику произведения.

И наконец начните собирать все по кусочкам воедино: автор говорит об этом, этом и этом, следовательно, мы можем говорить о тематике, проблематике и идее произведения.

Тема — это какой-то предмет изображения в произведении. Например, есть «вечные темы»: любовь, дружба, война, власть, Родина, природа, творчество, свобода. В крупных произведениях тем может быть много (например, в «Капитанской дочке» Пушкина основная тема — тема русского бунта и роли человека в нем. И есть при этом частные темы — любовь на фоне этого бунта.)

Идея — это главная мысль. Как в «Слове о полку Игореве» — идея объединения сил русских князей.

Проблематика — совокупность проблем, т.е. вопросов, требующих разрешения, в произведении. Например, проблема смысла жизни.


10. Не забудьте про авторскую позицию.

Опишите авторскую позицию: что автор думает обо всем, что пишет? Авторская позиция проявляется прямо или косвенно, когда мы можем только догадываться о ней. Это проявляется в лирических отступлениях, выборе средств выразительности, в ремарках, в названии произведения и эпиграфах, в оценках героя-резонера (того, от чьего лица говорит автор), в самом описании происходящего. Мы же понимаем, как относится автор в «Евгении Онегине» к Татьяне: «Но я люблю Татьяну милую мою». При этом он может и посмеяться над героиней, и посочувствовать ей. И это вам нужно отметить и аргументировать текстом.

Перепроверьте свой текст и сдавайте учителю.
Средняя школа с индивидуальным треком
Основные предметы средней школы с индивидуальным углублением для детей и родителей, которые делают ставку на развитие интеллекта и мотивации для интересной и успешной жизни ребенка.
Made on
Tilda