Кто виноват и что делать:
почему детям скучно читать классику
и как привить любовь к чтению
  • Виолетта Михайловна Потякина
    Академический координатор проекта «Дети и наука»
    Филологический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова. Преподаватель Школы Юного филолога.
На уроках литературы в школе мы проходим классические произведения, которые давно вошли в сокровищницу мировой литературы, однако может ли оценить подросток достоинства этих произведений?
Вспомните свой школьный опыт. Знаете ли вы наизусть плач Ярославны? Вспоминаете «Преступление и наказание» с благоговением или же напротив, недоумеваете, зачем детям давали такое произведение?
И зачем нужен был хрестоматийный дуб в романе-эпопее Толстого? Закономерно может возникнуть вопрос: нужно ли ребенку читать классику или, может быть, лучше сосредоточить внимание
на современной литературе?

Эти проблемы уже обсуждались профессиональным сообществом, но пока что школьный канон все еще состоит из произведений по большей части 19 века. Нужно отметить, что и задания ЕГЭ распределяются в основном по произведениям 19 и первой половины 20 века, тогда как задания по современной литературе составляют примерно 0-15%, так что в ближайшее время от классики никуда не деться.
Помимо причин официальных, внешних – необходимость посещать занятия и сдавать экзамены – очевидны и «внутренние» причины для изучения классики детьми и подростками:

Пополнение словарного запаса
Чтение классики – приятный способ разнообразить свой лексикон. Очевидно, что чем точнее человек выражает свои мысли, тем легче коммуникация. Из неочевидного: можно говорить не «прогуляться после обеда», а «беззаботно пофланировать по городу» - это явно придаст колорит речи, а знание слов-синонимов позволит писать сочинения с богатой словесной тканью.

Развитие эмпатии
Чтение художественной литературы помогает развивать эмоциональный интеллект – ребенок черпает знания о человеческих отношениях из книг, примеряет на себя различные ситуации и так узнаёт себя, проникается сочувствием и познает науку понимания. Все это помогает подросткам, ведущая деятельность которых – коммуникация, «прокачивать» умение взаимодействовать с окружающими.

Развитие воображения
«Зачем читать книгу, если есть фильм?» – очень частый вопрос, который слышат книголюбы. Книга дает огромное пространство для воображения: вместо того чтобы довольствоваться выбранным кем-то актером и работой художника по декорациям, ребенок сам может придумать внешность героев и детали воображаемого мира. Развитое воображение поможет ребенку творчески подходить к решению проблем и видеть мир многогранным, объемным.

Хорошо, мы согласны, что читать нужно и важно, но как привить ребенку любовь к классике? Пойдем от проблем к решению.

Ребенку может быть скучно читать классику по нескольким причинам:

Незнание контекста создания произведения

Скучно нам бывает от отсутствия контекста. Чтение требует вдумчивости, возможности апеллировать
к широкому историко-культурному контексту – другими словами, чтобы произведение было интересно читать, нужно знать, в каком месте и когда оно возникло, почему автор решил написать его, что на него влияло. Так, например, если объяснить подростку, что «Евгений Онегин» издавался Пушкиным по главам, а читатели иной раз ждали главу по несколько месяцев, а то и по году, то можно будет представить, каким ожиданием томились девушки, желая узнать, что же ответил Онегин на письмо Татьяны. Да и если мы объясним, почему Татьяна, увидев Онегина всего раз, влюбилась в него так стремительно, почему ее письмо изобилует крайностями – «ангел-спаситель» или «коварный искуситель» (а все потому что Татьяна начиталась французских романов и не имела возможности выстраивать отношения со своими ровесниками), то многое явно прояснится и история приобретет совсем иное значение для подростка.

Совет: перед чтением нужно посмотреть хотя бы страничку в Википедии об истории создания произведения или научно-популярную лекцию (их много – например, на Арзамасе). Еще лучше – прочитать статью в комментированном издании. У Ю. Лотмана есть книга «Роман А.С.Пушкина "Евгений Онегин". Комментарий» - первая часть её посвящена очерку дворянского быта онегинской поры. Чтение этой части существенно поможет понимать многие прежде «тёмные» для подростка моменты.
  • «Онегин поздравляет Татьяну с именинами» Художник А. Самохвалов
  • Д.Белюкин иллюстрации к роману А.С.Пушкина
    «Евгений Онегин»
    В 1986 году Дмитрий Анатольевич Белюкин с отличием защитил дипломную картину "Смерть Пушкина" при выпуске
    из суриковского художественного училища, а затем выпустил целую серию иллюстраций
    к произведениям Александра Сергеевича.
Непонятные слова и незнакомые явления

Кто такой «инвалид» в «Капитанской дочке»? И почему Онегин назван инвалидом в любви? На эти вопросы может ответить поиск в Интернете значения слова «инвалид» - это современный ветеран, необязательно увечный. На портале «Культура.РФ» есть замечательные статьи, в которых объясняются такие загадки.

А почему в «Светлане» Жуковского девушки бросают башмачок за ворота? Что это за странная причуда? Здесь тоже поможет поиск по интернету. Главное отработать этот навык – как только встречается непонятное слово или явление, ребенок должен отследить этот момент и найти нужную информацию.

Совет 1: Научите ребенка обращаться к словарям в поисках значения незнакомого слова и проверять информацию – ресурс может оказаться ненадежным источником.

Совет 2: Поиск в Сети – вещь универсальная, но лучше дайте ребенку книгу Ю. Федосюка «Что непонятно у классиков, или Энциклопедия русского быта XIX века». Огромное количество примеров, ясный, точный стиль повествования не заставят заскучать.
  • «Гадающая Светлана»
    Карл Павлович Брюллов
    Понимание русской литературы 19 века невозможно без знания фольклорных традиций. Гадания были очень важной частью культуры того времени — как же иначе узнать имя своего суженого?
  • Архитектор
    Лев Николаевич Попов
    Отличный пример взаимодействия классической литературы
    и современности: посмотрите на оформление станции метро «Достоевская».
Незнание истории

Это тоже относится к контексту, но проблема здесь несколько другая – очень часто программа по литературе опережает программу по истории, поэтому с пятого класса дети сталкиваются
с сюжетами о крестьянах, при этом не зная, как формировалось крепостное право, почему это было так страшно и чем все закончилось. Именно поэтому важно формировать межпредметные связи: на уроках истории привлекать литературные произведения, на уроках литературы – исторические факты.

Например чтобы понять, почему Пушкин одновременно благоговеет перед делами Петра и
при этом показывает, как последствия его решений уничтожают счастье маленького человека, нам нужно знать историю строительства Петербурга и судьбу города.

Совет: смотрите с ребенком курсы по истории культуры на Арзамасе и ПостНауке. А еще здорово смотреть документальные фильм – у Л.Парфёнова есть замечательный фильм «Птица-Гоголь». После него захочется играть в театре и уж точно узнать, кем был Акакий Акакиевич Башмачкин.

Заранее составленное мнение

Подростку может казаться, что есть «правильное» мнение о произведении, например,
что Чацкий в «Горе от ума» - идеальный герой. Одобряемое и заранее определенное мнение
не вдохновляет на собственный анализ – зачем думать, спорить и защищать свое мнение,
если «верная» интерпретация уже написана в учебнике? Это в корне неверная точка зрения. Если мы будем показывать детям рецензии современников на тексты классиков, то они увидят, что люди спорили о литературе вдохновенно, не боясь высказывать свое мнение, и что именно
в атмосфере споров рождалась великая русская литература.

Совет: говорите с ребенком о произведениях. Главный вопрос, который должен звучать – почему ты так думаешь? Ребенок должен уметь аргументировать свое мнение, и этому
не научишься, пересказывая слова из учебников, этому учит только постоянная работа живого детского ума.
  • А вот дагерротип, развенчивающий миф о длине гоголевского носа — помните такой? Гоголь — красивый мужчина в центре. Находите фото, портреты, рисунки писателей — это всегда расширяет наши представления о них и ломают стену стереотипов, мешающих свободному восприятию их произведений.
Литература остается абстракцией

Бывают ситуации, когда ребенок читает книги, но не ассоциирует их с реальной жизнью, а ведь меж тем у героев были прототипы, а по вашему городу, возможно, когда-то ходил автор
и описывал людей, которых он видел, заведения, которые посещал. Чтобы литература вызывала острый интерес и эмоциональный отклик, делайте ее важным жизненным фактом. Будучи в Москве сходите
на экскурсию в «Нехорошую квартиру», а в Питере – по маршруту героев Достоевского. Чтение можно превратить в детектив, изучая тайны героев и наблюдая, как сквозь художественную ткань описанного мира просвечивает современность. Поезжайте
в Михайловское, поглядите на усадьбы Пушкина осенью, ощутите на себе прелесть печальной поры
и очарование лесов, по которым гулял поэт.

Совет: полюбите экскурсии, путешествия, квесты по мотивам литературных произведений – это поможет ребенку сформировать устойчивое впечатление, что литература – это интересно.

Как видите, огромную роль играет коллектив, в котором учится ребенок, и учитель, который будет проводником в огромный мир литературы. Приходите на пробную учебу в «Дети и наука. Классы» – будем читать, спорить и любить литературу вместе!
Средняя школа с индивидуальным треком
в «Дети и наука. Классы»
Основные предметы средней школы и углубленная работа с индивидуальным треком.
Присоединяем ребят из других школ. Поможем догнать программу и вернуть мотивацию к учебе.
Выбор предпрофиля и подготовка к поступлению в сильную старшую школу.
Made on
Tilda