Хорошо, мы согласны, что читать нужно и важно, но как привить ребенку любовь к классике? Пойдем от проблем к решению.
Ребенку может быть скучно читать классику по нескольким причинам: Незнание контекста создания произведения
Скучно нам бывает от отсутствия контекста. Чтение требует вдумчивости, возможности апеллировать
к широкому историко-культурному контексту – другими словами, чтобы произведение было интересно читать, нужно знать, в каком месте и когда оно возникло, почему автор решил написать его, что на него влияло. Так, например, если объяснить подростку, что «Евгений Онегин» издавался Пушкиным по главам, а читатели иной раз ждали главу по несколько месяцев, а то и по году, то можно будет представить, каким ожиданием томились девушки, желая узнать, что же ответил Онегин на письмо Татьяны. Да и если мы объясним, почему Татьяна, увидев Онегина всего раз, влюбилась в него так стремительно, почему ее письмо изобилует крайностями – «ангел-спаситель» или «коварный искуситель» (а все потому что Татьяна начиталась французских романов и не имела возможности выстраивать отношения со своими ровесниками), то многое явно прояснится и история приобретет совсем иное значение для подростка.
Совет: перед чтением нужно посмотреть хотя бы страничку в Википедии об истории создания произведения или научно-популярную лекцию (их много – например, на
Арзамасе). Еще лучше – прочитать статью в комментированном издании. У Ю. Лотмана есть книга «Роман А.С.Пушкина "Евгений Онегин". Комментарий» - первая часть её посвящена очерку дворянского быта онегинской поры. Чтение этой части существенно поможет понимать многие прежде «тёмные» для подростка моменты.