- Прескул, или старт-класс, который начинается с 5,5-6 лет - это тот период, когда ребёнок постепенно, очень плавно, должен перейти от игровой к учебной деятельности. Какие преимущества раннего старта?
- Если говорить про Великобританию или Нидерланды, в первый класс дети идут в 5 лет, но так поздно учиться никто не начинает. Начинают в 3-4 года, в игровой форме, плавно приучая детей к правилам и постепенно давая академическую нагрузку.
Что должно быть?
- обучение, выстроенное короткими блоками и в игровой форме
- предусмотрены смена деятельности, возможность двигаться
- поощрение результатов ребёнка
- постепенное увеличение нагрузки
В период 5-6 лет дети учатся самодисциплине и дисциплине в группе, развивают моторные навыки, учатся концентрации внимания, развивается их эмоционально-волевая сфера. Таким образом, ребёнок плавно готовится к процессу системного обучения.
- Какой должна быть школа, система, которая максимально гармонично, не травмируя, развивает ребят с 5,5 лет?
-
Нужно искать школы, которые берут детей до 7 лет, но учат их профессионально, с учетом их возрастных особенностей. Важно, чтобы с 5-6 летними занимались педагоги любящие, готовые поддерживать и восхищаться их успехами. Важно, чтобы у детей была возможность двигаться, и чтобы значимую часть процесса занимала игровая составляющая. При этом важно соблюдать баланс, потому что при перегибе в сторону игры дети могут весело провести время, но остаться без знаний. Поэтому должно быть четкое понимание пропорций: сколько в этом упражнении игры, а сколько смысла.
Все хорошие школы являются селективными, и они должны быть такими. В слове селекция нет ничего негативного - это значит, что школа понимает, кого она берёт. Обязательно нужно, чтобы психолог, педагог, логопед поиграли с ребёнком и проанализировали его, выяснили текущий уровень ребёнка, чтобы дают рекомендации родителям
Если ребёнок ресурсен, если у него есть начальные учебные навыки, если у него нет сильных проблем с логопедией, тогда родители должны понимать по какой программе он пойдёт и как они будут отслеживать динамику.
Есть дети нересурсные, у которых ещё не сформированы лобные доли, ответственные за осознанное обучение. Поэтому им ещё действительно рано, им нужно гулять и играть в кубики. Морфология мозга у всех разная, и растёт мозг тоже с разной скоростью.
Не сделав предварительную диагностику ребёнка, не понимая его нынешний психологический и интеллектуальный статус, ни в коем случае нельзя его перегружать. Мы нанесём ребёнку вред, получим нервные тики и тревожно-депрессивное поведение. Мы можем стимулировать развитие когнитивной сферы ребёнка, но мы не должны делать это насильно, если видим, что ребёнок не готов. Поэтому наблюдение за ребёнком, который начинает системно обучаться в 5-6 лет - это один из ключевых факторов успеха.