Ранний старт в обучении: сравниваем разные системы образования
Интервью с основателем и директором сети English Nursery and Primary School Марией Юрьевной Николаевой

1
- В большинстве стран мира дети начинают своё системное обучение в школе гораздо раньше, чем в России: от 4,5-5 до - самое позднее - 6 лет. В России же до сих пор дети идут в школу в 7-8 лет. Почему? И почему российские родители традиционно боятся раннего старта в обучении?

- Правильно боятся: если неподготовленный домашний ребёнок вдруг попадает в класс традиционной российской школы, где кроме него ещё 34 человека, и он должен конкурировать с более подготовленными детьми, у которых другое качество мыслительной деятельности и социализации, то и ему, и родителям будет нелегко.

Сейчас популярно не отдавать ребёнка в детский сад, ограничиваясь посещением развивашек. Как правило, такие дети оказываются не подготовлены ни с точки зрения социальной, ни интеллектуальной, у них проблемы с коммуникациями. Они знают то, чему их сумел обучить репетитор, но детское общество их пугает. В таком случае родителям нужно очень хорошо подумать, прежде чем отдавать ребёнка в школу в 6. Первые 1-3 месяца психика ребёнка должна найти правильный рабочий алгоритм взаимодействия с новыми взрослыми, другими детьми и новым местом, и на это уходит весь ресурс ребёнка: он может стать сонливым, истеричным, не спать по ночам.

Некоторые родители подготавливают своего ребёнка к 7 годам, водят его в детский сад, но и после него дети выходят с очень разными учебными навыками и могут тратить огромное количество энергии и времени на адаптацию и привыкание к обучающему пространству.

Самая проблемная категория детей - те, которые просидели весь дошкольный период дома и ничем не занимались: и не социализированные, и когнитивно, а часто и физически, неразвитые.

Что же делать? Нужно довериться профессионалам. Родители должны давать ребёнку безусловную любовь, следить за его здоровьем, питанием, сном. И не пытаться его учить. Хотя в российской общеобразовательной школе подразумевается полное включение родителей в его учебную деятельность, это категорически неправильно: таким образом ребёнок вырастает с очень низким уровнем ответственности. У него нет понимания, зачем прикладывать усилия, если его домашнее задание - это зона ответственности родителей.


2
- Кто и как должен заниматься с ребёнком 5-6 лет?
- Если мы в 6 лет посадим неподготовленного ребёнка за парту и заставим его писать прописи 45 минут, молча и неподвижно, это будет колоссальный стресс. У англичан есть хорошая поговорка: "Education begins at birth" (Образование начинается с рождения". Развивать ребёнка нужно начинать рано, в комфортных для него условиях.

У 5-6-леток низкий уровень концентрации внимания, а основная форма деятельности игровая. Но играть надо правильно. Этот период даст ребёнку некий разгон, чтобы в 1-2-3 классе вся его когнитивная сфера успешно справилась с нагрузками.

3
- Прескул, или старт-класс, который начинается с 5,5-6 лет - это тот период, когда ребёнок постепенно, очень плавно, должен перейти от игровой к учебной деятельности. Какие преимущества раннего старта?

- Если говорить про Великобританию или Нидерланды, в первый класс дети идут в 5 лет, но так поздно учиться никто не начинает. Начинают в 3-4 года, в игровой форме, плавно приучая детей к правилам и постепенно давая академическую нагрузку.

Что должно быть?

  • обучение, выстроенное короткими блоками и в игровой форме
  • предусмотрены смена деятельности, возможность двигаться
  • поощрение результатов ребёнка
  • постепенное увеличение нагрузки
В период 5-6 лет дети учатся самодисциплине и дисциплине в группе, развивают моторные навыки, учатся концентрации внимания, развивается их эмоционально-волевая сфера. Таким образом, ребёнок плавно готовится к процессу системного обучения.

- Какой должна быть школа, система, которая максимально гармонично, не травмируя, развивает ребят с 5,5 лет?

- Нужно искать школы, которые берут детей до 7 лет, но учат их профессионально, с учетом их возрастных особенностей. Важно, чтобы с 5-6 летними занимались педагоги любящие, готовые поддерживать и восхищаться их успехами. Важно, чтобы у детей была возможность двигаться, и чтобы значимую часть процесса занимала игровая составляющая. При этом важно соблюдать баланс, потому что при перегибе в сторону игры дети могут весело провести время, но остаться без знаний. Поэтому должно быть четкое понимание пропорций: сколько в этом упражнении игры, а сколько смысла.

Все хорошие школы являются селективными, и они должны быть такими. В слове селекция нет ничего негативного - это значит, что школа понимает, кого она берёт. Обязательно нужно, чтобы психолог, педагог, логопед поиграли с ребёнком и проанализировали его, выяснили текущий уровень ребёнка, чтобы дают рекомендации родителям

Если ребёнок ресурсен, если у него есть начальные учебные навыки, если у него нет сильных проблем с логопедией, тогда родители должны понимать по какой программе он пойдёт и как они будут отслеживать динамику.

Есть дети нересурсные, у которых ещё не сформированы лобные доли, ответственные за осознанное обучение. Поэтому им ещё действительно рано, им нужно гулять и играть в кубики. Морфология мозга у всех разная, и растёт мозг тоже с разной скоростью.

Не сделав предварительную диагностику ребёнка, не понимая его нынешний психологический и интеллектуальный статус, ни в коем случае нельзя его перегружать. Мы нанесём ребёнку вред, получим нервные тики и тревожно-депрессивное поведение. Мы можем стимулировать развитие когнитивной сферы ребёнка, но мы не должны делать это насильно, если видим, что ребёнок не готов. Поэтому наблюдение за ребёнком, который начинает системно обучаться в 5-6 лет - это один из ключевых факторов успеха.

4
- Если у ребёнка всё получается, он любознательный, активный, и мы всё-таки ведём его в школу в раннем возрасте, какие ребёнок получает преимущества, есть ли отличия от ребят, которые начали в 7?

- Отличия очень видны. Я могу судить только по детям, которые учатся у нас в ENS. Дети, которых мы выбрали, у которых нет никаких противопоказаний, дают фантастические результаты.

Нейронная сеть ребёнка интенсивно складывается до 10 лет. Те дети, которые регулярно занимаются интеллектуальным трудом до 7 лет, без учёта творческих и спортивных занятий, будут обладать нейронными сетями иного качества. Правильно подобранная и постепенно растущая нагрузка формирует мозг.

Важно следить за тем, чтобы ребёнок не переутомлялся. Ресурс когнитивной деятельности безграничен, но дети утомляются эмоционально - ресурс уходит на общение с преподавателями и одноклассниками. Поэтому есть прямая зависимость успешности обучения от размеров класса.

- Какая нагрузка, с точки зрения продолжительности пребывания в школе, посильна для ребёнка 5,5 лет?

- Предположим, ребёнок учится на коротких занятиях по 15-20 минут, которые чередуются с прогулкой, приёмами пищи, спортивными программами, занятиями иностранным языком, отдыхом. Постоянная смена деятельности необходима для того, чтобы не перегрузить ребёнка. Я за то, чтобы в обучение с 5,5 до 7 лет опираться на ведущую для ребёнка деятельность - игровую, постепенно вплетая туда академический материал.
Материал подготовили
  • Сабина Уварова
    Расшифровка и верстка
    Гуманитарный факультет РГСУ
  • Мария Юрьевна Николаева
    Спикер
    Кандидат педагогических наук
Дети и наука.Primary
Сильная начальная школа с углубленным
изучением английского языка и полной поддержкой процесса обучения.
Made on
Tilda