Когда и почему у ребенка возникают сложности в обучении. И почему каллиграфия может стать не только экзотичным хобби, но и поможет вернуть радость обучения другим дисциплинам.
Какой может быть мотивация к обучению?
В первую очередь, это познавательный интерес, который развивается из свойственного здоровым детям любопытства. Сначала становятся интересны отдельные явления и события, затем — закономерности и взаимосвязи между ними.
Следующий момент, который привлекает ребят в новых знаниях — это понимание, для решения каких конкретных задач они нужны. Поэтому важно давать ребенку теоретическую и практическую информацию в связке.
Третья важная составная часть мотивации — социокультурная. Ребенок испытывает потребность в знаниях, необходимых для принятия той или иной социальной группой, будь то ровесники-одногруппники или взрослые люди — родители и их окружение.
Снижение уровня мотивации — распространенная проблема, которая возникает в средней школе даже у тех ребят, у кого в начальных классах с мотивацией всё было в порядке.
Какие могут быть причины:
физиологические процессы, характерные для пубертатного периода, могут вызывать стресс у подростка;
ребенок не понимает смысла изучения новых сложных предметов средней школы;
предметы преподаются формально, педагоги не заинтересованы в предмете, процессе обучения и успехе учеников;
недостаток коммуникативных навыков: корректно выдвигать гипотезы и аргументировать их.
Чтобы не признаваться в существовании проблемы, подросток может делать вид, что это самостоятельное осознанное решение: «не понимаю, потому что не хочу».
Некоторые родители надеются, что ребенок «перерастет» свои проблемы с учёбой вместе с пубертатом, но это ложная надежда. Без поддержки окружения и постоянной работы над проблемой она не исчезнет и с возрастом не пройдёт, а снова и снова будет давать о себе знать в жизни человека.
Что важно знать родителям?
Если вы родитель 7-8-классника с неочевидными проблемными зонами, в первую очередь нужно поговорить с ребенком, и выяснить, с чем он связывает причины своих сложностей с учебой (физиология, учитель, проблемы с одноклассниками или что-то другое).
1. Если у ребенка бывают частые физиологические недомогания, сначала стоит исключить реальные физические болезни. При этом нужно иметь ввиду вероятность, что боли в голове и животе имеют психосоматические причины и проявляются именно в моменты наиболее острого желания не идти в школу.
2. Ребенку необходима поддержка педагога, который разберет с ним его ситуацию и скажет, где конкретно есть пробелы, которые нужно ликвидировать.
3. Ребенку неясна практическая польза от занятий, он открыто говорит о том, что учеба не имеет смысла. Важно найти значимого взрослого, который сможет проговорить с ребенком его сомнения и возражения, донесет реальную пользу от занятий. И, скорее всего, это понимание будет действовать как мотивация. Важно приводить примеры применения навыков из реальной жизни. Это требуется и от педагога, и от родителей. Например, полезно включать детей во взрослые разговоры по поводу покупок, оплаты счетов, с пояснениями, как правильно производить расчеты.
4. Есть сложности в коммуникации с одноклассниками: не принимает окружение, есть конфликтные ситуации. Важно обсудить с ребенком, какие именно сложности у него возникают в общении с одноклассниками, отнестись серьезно к желанию ребенка сменить окружение.
Пробелы в знаниях можно ликвидировать довольно быстро, чего не скажешь о моторных навыках. Чтобы восполнить пробелы в них, необходимо регулярное выполнение упражнений на протяжении длительного периода времени.
Важно, чтобы подросток понимал, зачем он это делает, чтобы он умел находить пользу и смысл в занятиях. Чтобы его вдохновляли новые возможности, которые появятся у него вместе с новым умением. Например, при изучении физики, химии, математики, очень важен разборчивый почерк, ведь неровно записанная формула может привести к ошибке. Если навык аккуратного письма отсутствует, его можно развить с помощью занятий каллиграфией. При этом, помимо успешности в точных науках, изучающего каллиграфию ждут и другие бонусы.
Какую пользу могут принести занятия каллиграфией?
1. Польза для физического здоровья:
грамотно построенное изучение каллиграфии обязательно начинается с фундамента: как правильно сидеть за столом, откуда должен падать свет. То есть, освоив базовые навыки поведения за столом, ребёнок позаботится о своем позвоночнике и зрении;
проблемы с почерком часто вызваны неразвитостью мышц пальцев или их спазмированностью. Этот физиологический момент может отравить весь учебный процесс, вызывая ассоциации между письмом и болезненными ощущениями в руке. Отработка правильной постановки кисти поможет сохранять мышцы расслабленными в процессе письма.
2. Польза для ментального здоровья
учёные Китая и Японии установили связь между состоянием психического здоровья и умением красиво писать. Ученые утверждают, что занятия каллиграфией стимулирует мозговую деятельность, благоприятно влияет на дыхание, способствует расслаблению и снижению уровня стресса.
3. Польза для интеллекта
выполнение каллиграфических упражнений развивают наблюдательность, воображение, логическое мышление и внимательность;
способ творческого самовыражения - ребёнок сможет подписывать открытки и другие изделия своими руками, создавая уникальные надписи и даже шрифты.
Компьютерная мышь не дает пальцам той нагрузки, которая необходима им для легких и плавных штрихов при письме от руки. Поэтому так важно не забывать о развитии мелкой моторики и выбирать при этом занятия, которые будут ребенку по душе.
Материал подготовили
Сабина Уварова
Автор расшифровки, составитель
Гуманитарный факультет РГСУ.
Виолетта Потякина
Спикер
Филологический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова. Институт психологии им. Л. С. Выготского (РГГУ).
Хотите получить консультацию?
Мы всегда готовы поделиться с вами информацией, пригласить вас на очную консультацию и помочь в выборе школы и программы.