Дети и наука.Классы
Мотивация к обучению в средней школе
Когда и почему у ребенка возникают сложности в обучении. И почему каллиграфия может стать не только экзотичным хобби, но и поможет вернуть радость обучения другим дисциплинам.
Какой может быть мотивация к обучению?

В первую очередь,
это познавательный интерес, который развивается из свойственного здоровым детям любопытства. Сначала становятся интересны отдельные явления и события, затем — закономерности и взаимосвязи между ними.

Следующий момент, который привлекает ребят в новых знаниях — это понимание, для решения каких конкретных задач они нужны. Поэтому важно давать ребенку теоретическую и практическую информацию в связке.

Третья важная составная часть мотивации — социокультурная. Ребенок испытывает потребность в знаниях, необходимых для принятия той или иной социальной группой, будь то ровесники-одногруппники или взрослые люди — родители и их окружение.
Снижение уровня мотивации — распространенная проблема, которая возникает в средней школе даже у тех ребят, у кого в начальных классах с мотивацией всё было в порядке.

Какие могут быть причины:

  • физиологические процессы, характерные для пубертатного периода, могут вызывать стресс у подростка;
  • ребенок не понимает смысла изучения новых сложных предметов средней школы;
  • предметы преподаются формально, педагоги не заинтересованы в предмете, процессе обучения и успехе учеников;
  • недостаток коммуникативных навыков: корректно выдвигать гипотезы и аргументировать их.
    Чтобы не признаваться в существовании проблемы, подросток может делать вид, что это самостоятельное осознанное решение: «не понимаю, потому что не хочу».

    Некоторые родители надеются, что ребенок «перерастет» свои проблемы с учёбой вместе с пубертатом, но это ложная надежда. Без поддержки окружения и постоянной работы над проблемой она не исчезнет и с возрастом не пройдёт, а снова и снова будет давать о себе знать в жизни человека.
    Что важно знать родителям?

    Если вы родитель 7-8-классника с неочевидными проблемными зонами, в первую очередь нужно поговорить с ребенком, и выяснить, с чем он связывает причины своих сложностей с учебой (физиология, учитель, проблемы с одноклассниками или что-то другое).

    1. Если у ребенка бывают частые физиологические недомогания, сначала стоит исключить реальные физические болезни. При этом нужно иметь ввиду вероятность, что боли в голове и животе имеют психосоматические причины и проявляются именно в моменты наиболее острого желания не идти в школу.

    2. Ребенку необходима поддержка педагога, который разберет с ним его ситуацию и скажет, где конкретно есть пробелы, которые нужно ликвидировать.

    3. Ребенку неясна практическая польза от занятий, он открыто говорит о том, что учеба не имеет смысла. Важно найти значимого взрослого, который сможет проговорить с ребенком его сомнения и возражения, донесет реальную пользу от занятий. И, скорее всего, это понимание будет действовать как мотивация. Важно приводить примеры применения навыков из реальной жизни. Это требуется и от педагога, и от родителей. Например, полезно включать детей во взрослые разговоры по поводу покупок, оплаты счетов, с пояснениями, как правильно производить расчеты.

    4. Есть сложности в коммуникации с одноклассниками: не принимает окружение, есть конфликтные ситуации. Важно обсудить с ребенком, какие именно сложности у него возникают в общении с одноклассниками, отнестись серьезно к желанию ребенка сменить окружение.
    Пробелы в знаниях можно ликвидировать довольно быстро, чего не скажешь о моторных навыках. Чтобы восполнить пробелы в них, необходимо регулярное выполнение упражнений на протяжении длительного периода времени.

    Важно, чтобы подросток понимал, зачем он это делает, чтобы он умел находить пользу и смысл в занятиях. Чтобы его вдохновляли новые возможности, которые появятся у него вместе с новым умением. Например, при изучении физики, химии, математики, очень важен разборчивый почерк, ведь неровно записанная формула может привести к ошибке. Если навык аккуратного письма отсутствует, его можно развить с помощью занятий каллиграфией. При этом, помимо успешности в точных науках, изучающего каллиграфию ждут и другие бонусы.
    Какую пользу могут принести занятия каллиграфией?

    1. Польза для физического здоровья:

    • грамотно построенное изучение каллиграфии обязательно начинается с фундамента: как правильно сидеть за столом, откуда должен падать свет. То есть, освоив базовые навыки поведения за столом, ребёнок позаботится о своем позвоночнике и зрении;
    • проблемы с почерком часто вызваны неразвитостью мышц пальцев или их спазмированностью. Этот физиологический момент может отравить весь учебный процесс, вызывая ассоциации между письмом и болезненными ощущениями в руке. Отработка правильной постановки кисти поможет сохранять мышцы расслабленными в процессе письма.

    2. Польза для ментального здоровья

    • учёные Китая и Японии установили связь между состоянием психического здоровья и умением красиво писать. Ученые утверждают, что занятия каллиграфией стимулирует мозговую деятельность, благоприятно влияет на дыхание, способствует расслаблению и снижению уровня стресса.

    3. Польза для интеллекта

    • выполнение каллиграфических упражнений развивают наблюдательность, воображение, логическое мышление и внимательность;
    • способ творческого самовыражения - ребёнок сможет подписывать открытки и другие изделия своими руками, создавая уникальные надписи и даже шрифты.
    Компьютерная мышь не дает пальцам той нагрузки, которая необходима им для легких и плавных штрихов при письме от руки. Поэтому так важно не забывать о развитии мелкой моторики и выбирать при этом занятия, которые будут ребенку по душе.
    Материал подготовили
    • Сабина Уварова
      Автор расшифровки, составитель
      Гуманитарный факультет РГСУ.
    • Виолетта Потякина
      Спикер
      Филологический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова.
      Институт психологии им. Л. С. Выготского (РГГУ).
    Хотите получить консультацию?
    Мы всегда готовы поделиться с вами информацией, пригласить вас на очную консультацию и помочь в выборе школы и программы.
    Made on
    Tilda