Основные принципы осознанного обучения
Из цикла семинаров для родителей учеников ДИН.Классов.
Находясь в позиции взрослого, мы четко понимаем,
что означает быть самостоятельным и ответственным,
как подходить к решению задач, как планировать свое время, как налаживать коммуникацию. Для ребенка это не очевидно. Поэтому от родителей требуется вдумчивое и бережное сопровождение при моделировании ответственного поведения. Такое моделирование необходимо выполнять
на равных с ребенком, создавая среду сотрудничества
и поддержки.
Осознанное обучение — это, если коротко, умение учиться, ставить себе цели и следовать им, анализируя результаты и улучшая их.
К свободе и ответственности ребенок должен быть готов. Предоставляйте ребенку полную свободу действий и возможность распоряжаться собственным временем только тогда, когда он уже умеет
и готов брать на себя эту ответственность.

По каким критериям можно оценить готовность к самостоятельной деятельности:

1) ребенок владеет временным ресурсом, т. е. умеет встраивать свою деятельность в жестко отмеченные временные рамки.
2) ребенок хорошо осознает свой физический ресурс, умеет распределять силы и понимает, сколько энергии ему требуется на решение той или иной задачи.

Таким образом, условиями самостоятельной работы можно считать умение ребенка реалистично соотносить время и собственные силы. А четкое понимание этих вещей дает только опыт, который активно нарабатывается в период с 7 до 10 лет. В идеале, навык самостоятельной работы должен быть сформирован к середине 3 класса при условии совместной работы родителя и ребенка.

Почему именно с 7 до 10 лет.
Есть такое понятие как сензитивный период — это то время, когда у ребенка быстро формируются определенные навыки, период наивысших возможностей для эффективного развития какой-либо стороны психики.

Сензитивный период для развития осознанного отношения к учебе - это возраст с 7 до 9 лет. Именно в этот период в системе ценностей ребенка должно сложиться понимание ценности процесса получения знаний, учебы.

Что дает ребенку понимание ценности процесса обучения.
В начальной школе ребенок еще очень зависим от эмоционального фона родителей. Когда у него что-то получается и родитель поддерживает образ этого успеха (может быть даже немного гипертрофированно: «Как здорово, что ты так умеешь! У меня так не получается, а ты справился!») — это лучше всего мотивирует ребенка на усвоение ценности такого процесса для себя. Мы подкрепляем и развиваем инициативу и самооценку ребенка.

Вопрос самооценки является очень важным на пути воспитания.
Однако в педагогической практике, к сожалению, этот его часто обходят молчанием. Формирование самооценки ребенка происходит до 12 лет,
и именно она помогает или мешает ему быть успешным в дальнейшем.

При определенной лабильности (неустойчивости) самооценки ребенок может сформировать, например, такой подход к обучению:
лучше я промолчу, займу промежуточную позицию, не выражу себя, мне будет спокойно, никто меня не будет трогать.


И это уже является проблемной зоной, требующей внимания и проработки. Ведь в идеале ребенок может быть инициативным, креативным, проявлять лидерские способности, самостоятельно осваивать материал. И здесь важна роль родителя, прямая задача которого — дать ребенку стартовую позицию, чтобы в дальнейшем он мог стать самостоятельной личностью, умеющей принимать ответственность за себя и других.
Важно понимать, что задатки способностей есть
у каждого ребенка.
Все зависит от желания
и умения взрослых их развить.
Все мы рождаемся с определенным генетическим фондом, но чтобы его реализовать необходимо быть внимательным к ребенку: не подавлять желание заниматься чем-либо, не навязывать своих устремлений.

Нужно помнить, что «лидер» в нашем случае — это специалист в определенном вопросе. Например, говоря о теме командной работы, мы должны помнить о командных ролях. И в своей личной роли каждый может быть лидером. Поэтому важно четко понимать, в какой сфере лидером является ваш ребенок: один может очень хорошо организовывать работу команды, другой будет глубоко разбираться в теме, третий будет являться лидером по критике того, что уже разработано командой. Есть авторская позиция, есть экспертная позиция, есть организаторская — и все они лидерские. Не стоит понятие лидерства воспринимать очень узко.

Как помочь ребенку проявить свои лидерские способности?
Лидерские задатки есть практически у половины детей. Всего выделяется 12 лидерских позиций. Создавая ситуации успеха. Когда ребенок осознает свою успешность в определенном деле и этот успех подтвержден им на практике не менее трех раз, он ощущает уверенность в себе.
Вера в себя — это и есть та самая самооценка, которая ведет ребенка
над проблемными зонами.

Задача родителя в этом случае — дать ребенку алгоритм решения задач
и помочь ему развить умение этому алгоритму следовать. Такое умение развивается путем многократного повторения процесса. Качественная отработка любого алгоритма и его усвоение могут быть достигнуты только в атмосфере сотрудничества с ребенком. Именно сотрудничество является важным воспитательным аспектом: оно дает ощущение психологической поддержки, защищенности, постоянства, позволяет избежать страха ошибки, понимание того, что ошибки может делать каждый.

Подводим итоги:

  • Растем и взрослеем вместе с ребенком. В период начальной школы ребенок очень быстро наращивает новые способности и навыки. В каждый период родителям важно быть на одной волне с ним, чтобы не сложилось ситуации, когда к подростку мы продолжаем относиться как маленькому.
  • Усваиваем принцип сотрудничества. Учимся передавать ответсвенность и учим принимать ответвенность, соблюдая баланс.
  • Выясняем актуальные потребности ребенка. Ясно понимаем способности и возможности ребенка, не давим на него.
  • Учимся говорить о проблемах и не замалчивать их, избегая доминирования. Говорим с ребенком в роли сотрудника: «Тебе плохо? Расскажи мне». Открытость коммуникации позволит легче пережить кризисный возраст в 14 лет.
  • Даем право на ошибку и не нагнетаем ситуацию, делимся опытом: рассказываем истории из нашего детства, соотносимые с его возрастом. Важно рассматривать ошибку, как возможность к поиску других путей решения задачи.

Таким образом, мы обязательно должны всегда находиться в постоянном диалоге с ребенком, быть открытыми для обратной связи, постепенно отпускать контроль и не подавлять инициативу ребенка родительскими ожиданиями.

Made on
Tilda