К свободе и ответственности ребенок должен быть готов. Предоставляйте ребенку полную свободу действий и возможность распоряжаться собственным временем только тогда, когда он уже умеет
и готов брать на себя эту ответственность.
По каким критериям можно оценить готовность к самостоятельной деятельности:
1) ребенок владеет временным ресурсом, т. е. умеет встраивать свою деятельность в жестко отмеченные временные рамки.
2) ребенок хорошо осознает свой физический ресурс, умеет распределять силы и понимает, сколько энергии ему требуется на решение той или иной задачи.
Таким образом, условиями самостоятельной работы можно считать умение ребенка реалистично соотносить время и собственные силы. А четкое понимание этих вещей дает только опыт, который активно нарабатывается в период с 7 до 10 лет. В идеале, навык самостоятельной работы должен быть сформирован к середине 3 класса при условии совместной работы родителя и ребенка.
Почему именно с 7 до 10 лет.
Есть такое понятие как сензитивный период — это то время, когда у ребенка быстро формируются определенные навыки, период наивысших возможностей для эффективного развития какой-либо стороны психики.
Сензитивный период для развития осознанного отношения к учебе - это возраст с 7 до 9 лет. Именно в этот период в системе ценностей ребенка должно сложиться понимание ценности процесса получения знаний, учебы.
Что дает ребенку понимание ценности процесса обучения.
В начальной школе ребенок еще очень зависим от эмоционального фона родителей. Когда у него что-то получается и родитель поддерживает образ этого успеха (может быть даже немного гипертрофированно: «Как здорово, что ты так умеешь! У меня так не получается, а ты справился!») — это лучше всего мотивирует ребенка на усвоение ценности такого процесса для себя. Мы подкрепляем и развиваем инициативу и самооценку ребенка.
Вопрос самооценки является очень важным на пути воспитания.
Однако в педагогической практике, к сожалению, этот его часто обходят молчанием. Формирование самооценки ребенка происходит до 12 лет,
и именно она помогает или мешает ему быть успешным в дальнейшем.
При определенной лабильности (неустойчивости) самооценки ребенок может сформировать, например, такой подход к обучению:
лучше я промолчу, займу промежуточную позицию, не выражу себя, мне будет спокойно, никто меня не будет трогать.
И это уже является проблемной зоной, требующей внимания и проработки. Ведь в идеале ребенок может быть инициативным, креативным, проявлять лидерские способности, самостоятельно осваивать материал. И здесь важна роль родителя, прямая задача которого — дать ребенку стартовую позицию, чтобы в дальнейшем он мог стать самостоятельной личностью, умеющей принимать ответственность за себя и других.