На картинке А вы видите экспериментальную установку. Представьте, что сейчас вы смотрите на это глазами ребёнка.
Взрослый человек ставит маленькую игрушечную машинку на наклонную плоскость. Машинка катится вниз, исчезает за шторкой. Вы слышите стук: значит машинка во что-то врезалась. Потом взрослый убирает шторку. Ребёнок ожидает, что автомобиль окажется перед первым блоком, а автомобиль находится там, где его быть не должно — за блоком. Ребёнок должен увидеть только один из этих примеров, либо тот что слева, либо тот что справа. То есть или то, как машинка съехала и врезалась в первый блок, или как она проехала сквозь перегородку и остановилась перед второй.
Также рассмотрим пример на картинке С, где вы катите машинку, и она должна упасть. Но она не упадёт, потому что на этой возвышенности лежит стекло, которое ребёнок не замечает. У ребёнка сложится впечатление, что машинка едет в воздухе. Здесь ребёнок также должен видеть либо левый, либо правый пример.
У ребёнка есть опыт, который он ожидает повторять снова и снова, как на картинке в синей рамке, но в нашем эксперименте результат почему-то не соответствует ожиданиям. Даже ребёнок в 11 месяцев задумается.
Если произошло что-то, не соответствующее его ожиданиям, малыш с интересом посмотрит на это некоторое время, а затем попытается повторить такой опыт: если ребёнок увидел, как машинка проехала сквозь деревянный блок или ехала по воздуху, он возьмет машинку и посмотрит, действительно ли она может пройти сквозь дерево и летать. Это совершенно нормальная реакция: 11-месячный ребенок активно проверяет, может ли только что пережитое им быть правдой. Он не пассивен в своём познании и проверяет свой опыт. Дети постоянно находятся в этом процессе, так они узнают, как устроен мир.