Цифровая деменция
К чему приводит использование гаджетов
Термин «цифровое слабоумие» звучит немного драматично, но есть причины задуматься о том явлении, которое он характеризует. Цифровые медиа наносят вред развитию нашего мозга, это уже признанный факт. Обратите внимание на детей: двухлетний ребенок ведет себя как ученый, он постоянно чем-то занят, что-то проверяет, испытывает. С появлением гаджетов взаимодействие детей с реальным миром неуклонно сокращается, сегодня можно увидеть, как маленькие дети пытаются увеличить двумя пальцами рыбку в реальном аквариуме.

О чем этот материал:
  • цифровая деменция: болезнь, к которой приводит использование гаджетов;
  • как происходит формирование клеток мозга за счет обучения;
  • как гаджеты влияют на развитие ребенка;
  • интеллектуальное развитие детей и цифровые медиа (исследования по теме);
  • влияние мобильного телефона;
  • цифровое слабоумие;
  • к чему приведет диджитализация;
  • как крупные компании влияют на мнение людей.
  • Манфред Шпитцер
    Источник: интервью для канала Verba Mayr
    Нейробиолог, психиатр, профессор Ульманского университета медицины и естествознания (Германия).
  • Сабина Уварова
    Расшифровка, сбор материала.
Цифровые медиа существуют не так давно, буквально несколько десятилетий — песчинка в масштабе вечности. Казалось бы, как можно было успеть провести достаточное количество долгосрочных исследований? А затем, исходя из них, сделать драматические выводы о влиянии цифрового контента на мозг и оперировать термином «цифровое слабоумие» или «цифровая деменция»?

Однако же, определённое количество исследований уже было проведено. Сегодня мы расскажем о некоторых из них.

Исследование университета Джона Хопкинса (2015 год): смотреть.
    На картинке А вы видите экспериментальную установку. Представьте, что сейчас вы смотрите на это глазами ребёнка.

    Взрослый человек ставит маленькую игрушечную машинку на наклонную плоскость. Машинка катится вниз, исчезает за шторкой. Вы слышите стук: значит машинка во что-то врезалась. Потом взрослый убирает шторку. Ребёнок ожидает, что автомобиль окажется перед первым блоком, а автомобиль находится там, где его быть не должно — за блоком. Ребёнок должен увидеть только один из этих примеров, либо тот что слева, либо тот что справа. То есть или то, как машинка съехала и врезалась в первый блок, или как она проехала сквозь перегородку и остановилась перед второй.

    Также рассмотрим пример на картинке С, где вы катите машинку, и она должна упасть. Но она не упадёт, потому что на этой возвышенности лежит стекло, которое ребёнок не замечает. У ребёнка сложится впечатление, что машинка едет в воздухе. Здесь ребёнок также должен видеть либо левый, либо правый пример.

    У ребёнка есть опыт, который он ожидает повторять снова и снова, как на картинке в синей рамке, но в нашем эксперименте результат почему-то не соответствует ожиданиям. Даже ребёнок в 11 месяцев задумается.

    Если произошло что-то, не соответствующее его ожиданиям, малыш с интересом посмотрит на это некоторое время, а затем попытается повторить такой опыт: если ребёнок увидел, как машинка проехала сквозь деревянный блок или ехала по воздуху, он возьмет машинку и посмотрит, действительно ли она может пройти сквозь дерево и летать. Это совершенно нормальная реакция: 11-месячный ребенок активно проверяет, может ли только что пережитое им быть правдой. Он не пассивен в своём познании и проверяет свой опыт. Дети постоянно находятся в этом процессе, так они узнают, как устроен мир.
    Как на развитие ребенка влияют гаджеты?

    Если предложить четырёхлетнему ребёнку взять объекты различной формы, он без раздумий сделает это правильно: его моторика знает, как обращаться с этими вещами. Но вот прикосновение к гладкой поверхности смартфона или планшета будет для него совершенно бессмысленным действием: характер движения никак не связан с тем, что изображено на экране. Сегодня можно увидеть, как ребёнок движением пальцев пытается увеличить рыбку в аквариуме или свайпнуть картинку в бумажной книге.

    Яркий пример того, как можно навредить развитию ребёнка — различные изделия, дополненные держателем для планшета или телефона. Например, горшок. Смотрите, какая прелесть.
    Кажется логичным, что если ребёнок все ещё ходит на горшок, то и планшет ему осваивать рано.

    Что же произойдёт, если уронить планшет или покататься на нём с горки? Искупать телефон в аквариуме? К сожалению, родители вряд ли смогут позитивно оценить эти эксперименты. Электроника совершенно для них не подходит.

    Лучший способ научить ребёнка чему-либо сегодня и всегда — живой опыт и живая речь. Нельзя научиться говорить с помощью телевизора, но можно научиться говорить, если с тобой занимается взрослый и опытный человек, если ты общаешься со сверстниками и окружающим миром.

    Результаты исследования, показали, что просмотр телевизора вреден для развития речи, даже если он включён в соседней комнате. Ребёнок слышит речь, но она не соответствует тому, что происходит в данную минуту. Потоки речи будут запоминаться ребёнком, но также он усвоит, что слова не имеют значения. Это пагубно скажется на его развитии речи.

    Смотреть статью в оригинале
    Связь между экранным временем и успеваемостью детей

    Исследования зависимости интеллектуального развития детей от цифровых медиа было проведено в Канаде. Данные были собраны в период с 20 октября 2011 г. по 6 октября 2016 г. Статистический анализ проводился с 31 июля по 15 ноября 2018 г.

    Для 2000 пятилетних детей провели рисуночный тест: они получили задание нарисовать человечка. А далее распределили получившиеся рисунки по следующим критериям:
    1. есть ли у человечка руки, или они изображены как палочки;
    2. нарисованы ли хотя бы две линии для обозначения ног;
    3. нарисованы ли голова, уши, нос, глаза?

    Исследование показало, что дети, которые смотрели телевизор в возрасте 5 лет более трёх часов в день, значительно хуже нарисовали человечка чем те, кто смотрел телевизор один час.


    Исследование влияния телевизора на уровень образования

    Поскольку телевизор существует уже более шестидесяти лет, у нас уже есть данные долговременных исследований. Самое старое и крупное из них было проведено в Новой Зеландии. Наблюдения проводились более чем над 1000 детей. Участниками исследования 2005 года стали дети 5 лет, они же были исследованы спустя 20 лет, когда им было 26.

    Левая колонка демонстрирует результаты группы, представители которой смотрели телевизор менее одного часа в день. Она показывает, что среди тех, кто мало смотрел телевизор, менее 10% не закончили школу и более 40%, закончивших университет.

    В правой колонке отражены результаты тех, кто смотрел телевизор более 3-х часов. В этой группе 25% детей остались без аттестата об окончании школы и только 10% получили высшее образование. Учёные также обращали внимание на уровень образования и благосостояния родителей этих детей. Стало известно, что дети из нижней прослойки общества чаще и дольше смотрят телевизор.