Кризис подросткового возраста 12-14 лет.
Пик пубертата.
С 12 лет подросток начинает осознавать свою индивидуальность, происходят физиологические изменения. Меняются потребности, нарастает тревожность.
Отсюда появляются эмоциональные вспышки, агрессия, раздражение, плаксивость.
Может появиться протестное поведение, конфликтность.
Фазы кризиса по Выготскому:
  1. Предкризисная – 12 лет. Отмирание старой системы ценностей. Первые признаки полового созревания.
  2. Кризис – 13-15. Сепарация от родителей, новые интересы, возможности, способы мышления. Идеализация каких-то типажей, некритическая оценка – опасность полной идентификации
    с выбранным типажом и во вредных привычках.
  3. Посткризисная фаза. Формируются жизненные ценности и уже определен дальнейший путь, а половое созревание почти закончено.

Критерии:
  1. Снижение успеваемости.
  2. Отказ от творческих заданий (и от любой командной работы).
  3. Повышенная чувствительность в психическом фоне.
  4. Расхождение между словом и делом (ребенок начинает лгать в лицо).
  5. Демонстрация своей взрослости, попытки быть наравне со взрослыми.
  6. Много хобби. Не стоит пугаться, если ребенок постоянно меняет кружки – это первые профессиональные пробы.

Важно помнить, что фоновая ситуативная агрессия в этом возрасте может закрепиться в личное качество на всю жизнь, если подростку удавалось многократно таким образом выходить из ситуации. Т.е. ребенку необходимо предоставлять права, но напоминать и об обязанностях.

Ведущая деятельность в этом возрасте – интимно-личностное общение. Пока это дистантное общение: подростки делятся сокровенными мыслями, секретами, желаниями. Оценка сверстников становится очень важной.

Новообразования возраста:
Если они появились, то перед нами уже не ребенок, а взрослый человек.

  1. Самостоятельность и независимость. Это не абсолютная независимость, она абсолютна только в личных границах подростка. Ответственность формируется только в рамках социума. Можно задавать вопрос: ты готов взять ответственность за всю нашу семью, за группу подростков? Если да, то я готов говорить с тобой как
    со взрослым человеком, если нет, то ты ребенок.
  2. Полоролевое поведение на основе тех моделей, что были в семье. И если мы видим жестокое отношение друг к другу, то однозначно семейные отношения были дисфункциональные, и ребенок именно их отыгрывает на ровесниках. Другие модели полоролевого поведения формируются с возрастом, поскольку идет сексуальное развитие.
  3. Уверенность и неуверенность на основе самооценки. Подростку важно общаться со сверстниками, соотносить себя с ценностями своей возрастной группы, находить внутренний баланс. Если ребенок общается только с младшими или более старшими людьми, это создает поведенческий паттерн, который может нарушать его самооценку и сохраниться на долгие годы.
  4. Формируется когнитивная сфера: абстрактное мышление, символическое (формулы, языки), понятийное мышление(ребенок должен уметь классифицировать, приводить аналогии, объяснять термины своими словами), комбинаторные способности. И у девочек, и у мальчиков когнитивная сфера развивается в одном возрасте. Психическое развитие у девочек идет быстрее примерно на 2 года.
Как построить комфортное общение с подростком:

Выбирайте время правильно: если один из вас не в ресурсе (усталость, раздражение, тревога), то стоит перенести разговор.

Не выжимайте из подростка ответы, особенно если он не понимает «зачем» вообще вам этот разговор нужен. Начните мягко: «Сын, я знаю - бывает, что настроения говорить нет совсем. Но порой разговор действительно помогает. Давай попробуем немного пообщаться?». Если ребёнок уже сознательный и довольно взрослый, можно поговорить откровенно, сказать, что тревожит вас, предложить план действий. А затем попросить подростка сказать, что его не устраивает и тревожит, и вместе придумать план.

Любая практика требует постепенного повышения уровня вовлеченности. Нельзя сразу сесть и проговорить с человеком час, если до этого вы не разговаривали с ним стабильно хотя бы по 15 минут в день. Начните с небольших отвлеченных разговоров, расскажите о себе что-то не банальное: о самом скучном фильме или самой грустной книге, о лучшем отдыхе и самом странном своём поступке, о самом добром знакомом или об игре, в которую всегда проигрывали. А вы, в свою очередь, узнаете,
что творится в жизни вашего ребёнка. Дайте понять ребенку, что в это время он может ругаться, кричать, что-то обиженно мычать. А после возможной гневной тирады начните самый обычный разговор, расскажите что-нибудь из вашего детства, что вас тогда раздражало и злило. Пусть эти минуты будут минутами откровения, пусть никто из вас не будет стесняться рассказать о своих чувствах и ощущениях.
Средняя школа с индивидуальным треком
Основные предметы средней школы с индивидуальным углублением для детей и родителей, которые делают ставку на развитие интеллекта и мотивации для интересной и успешной жизни ребенка.
Очные занятия в понедельник, вторник и четверг.
Очные занятия в понедельник, вторник и четверг.
Очные занятия во вторник, среду и четверг.
Made on
Tilda