- Зачем детям учить географию? Как мотивировать ребёнка?
- Почти каждый урок дети спрашивают, зачем им нужно то или иное знание. К примеру, зачем знать, что полярная звезда находится на Севере. Я объясняю, что существует вероятность, что ребёнок в какой-то момент окажется в ситуации с неработающим телефоном, то есть без компаса, и с необходимостью понять направление. Вероятность небольшая, но ненулевая. И тогда знание, на освоение которого было потрачено 20 минут, может здорово пригодиться. Также знание географии может понадобиться в высшем образовании и карьере. Есть вузы, для поступления в которые нужно сдавать географию. Понятно, что предмет там уже специфический, узконаправленный на конкретную тему, но фундамент должен быть заложен в 5 классе.
- География складывается из двух больших блоков - физическая и социально-экономическая. Какая часть вам ближе, какую больше нравится преподавать?
- Обе части дополняют друг друга. Если не понять физическую, то и экономическую надстройку тоже будет проблематично освоить. Интересное есть в обоих блоках. Если говорить о том, что больше нравится мне, то это социально-экономическая география. Ребята, которые изучают второй блок, уже не задают вопросы, зачем им это нужно, потому что его темы тесно переплетены с реальной жизнью.
- Что в профессии учителя для тебя наиболее интересно?
- Самое интересное - это видеть, что получилось заинтересовать учеников. Когда им это интересно, они понимают, о чём речь и могут уже своими словами рассуждать о предмете.
- Больше нравится преподавать подросткам или тем, кто помладше?
- С маленькими детьми легче работать, но с подростками интереснее.
-Что самое сложное в этой работе?
- Заинтересовать школьников: объяснить суть того, что они сейчас делают так, чтобы понял каждый. Если этого не сделать, и дети не поняли суть урока, у них пропадает интерес, они начинают нарушать дисциплину. При этом важно соблюдать баланс: если слишком задержаться с индивидуальными объяснениями одному, остальные, которые уже поняли тему, могут заскучать.
- Как насчёт перевернутой ситуации, когда дети делают что-то самостоятельно, а учитель выступает организатором процесса?
- В идеале надо стремиться именно к такому уроку, на котором дети работают сами. Не как на контрольной, но в формате самостоятельной работы, индивидуальной или групповой. Например, когда стоит задача подготовить доклад с ограничением по времени 5 минут. Ребёнок должен уметь не только сформулировать, но и структурировать свои мысли, чтобы уложиться в тайминг. И география отлично подходит для тренировки этих навыков, потому что объединяет множество связанных между собой областей научного знания.