Современный учитель географии - какой он?
Расшифровка интервью
с Сергеем Вячеславовичем Сокольский
Материал подготовили
  • Сабина Уварова
    Автор расшифровки
    Гуманитарный факультет РГСУ
  • Сергей Сокольский
    Спикер
    Магистратура МПГУ (географический факультет)
- Как ты пришёл в профессию учителя?

- По первому образованию я экономист. Более 10 лет работал экскурсоводом в самых разных местах: от Останкинской телебашни в Москве до заповедника Шультан-Таш в Башкирии. Параллельно с экскурсиями делал материалы для издания "Заповедные острова", как фрилансер писал статьи для журнала "Большой город", для различных газет.

В экскурсионной деятельности года за полтора тема исчерпывается, повторять одно и то же надоедает. Хочется осваивать новое. Я сделал вывод, что здесь рост для меня завершился. Спросил себя, куда идти дальше, и решил, что работа учителем - это логичное продолжение, качественный шаг вперёд. Я постоянно развиваюсь, учусь чему-то новому. При этом мне, безусловно, пригодился полученный в экскурсионной деятельности навык работы с людьми, умение вести диалог с группой.
- Почему ты выбрал для себя именно географию?
- Во-первых, у меня папа географ. Это совершенно не значит, что я тоже должен был им стать, но дома всегда было много различных географических атласов. Я с самого раннего детства их листал, закрашивал города, придумывал свои маршруты, переписывая их в тетрадь, и в 8 лет знал все столицы мира.

Во-вторых, я люблю путешествовать и узнавать новые места, людей и их культуру. И география здесь - лучший помощник.

Решив стать педагогом, я выбирал из двух предметов: литература или география. Но мой предыдущий опыт в плане тематики больше соотносится с географией, к тому же я находился в контексте географии с детства. Так и был сделан выбор.
- Что для тебя значит "преподавать географию интересно"?

- Я продолжаю этому учиться. Каждый новый урок я сталкиваюсь с этой задачей. Вне зависимости от возраста ученика, важен диалог: по голосу я понимаю, интересно ребёнку или нет. Важно рассказывать простыми словами даже сложный материал.

- Можете припомнить наиболее удавшийся урок в 5 или 6 классе? Чем удалось зацепить внимание ребят?

- В 5 классе у детей география только начинается, поэтому их заинтересовать проще: они как белый лист, слушают раскрыв рот. В этом классе закладывается база, для понимания многих понятий необходимо образное мышление. Поэтому важно рисовать - не рисуя, вряд ли удастся объяснить материал. Пятикласснику сложно себе представить наклон земной оси, весеннее и осеннее солнцестояние, северный и южный тропики, градусную сеть. Всё это является фундаментальной частью знания - на это будет наслаиваться информация последующих лет по предмету.

В 5 классе есть хулиганистые дети, и особое удовольствие видеть, как они перестают отвлекаться, внимательно слушают, начинают участвовать в уроке, поднимают руки - видно, как им становится интересно.

- Какие темы для детей самые сложные?

- Зависит от класса. Если брать 5-й, то это географические координаты, абсолютная и относительная влажность. Это те темы, где подключаются предметы, которые дети в этом классе ещё не проходили: физика и химия, математика и астрономия. Нужно развитое пространственное мышление. В этом одна из особенностей географии - она совмещает в себе множество других предметов. Иногда приходится с азов объяснять то, что ещё не объяснили другие учителя по своим предметам, причём делать это простыми словами.
- Зачем детям учить географию? Как мотивировать ребёнка?

- Почти каждый урок дети спрашивают, зачем им нужно то или иное знание. К примеру, зачем знать, что полярная звезда находится на Севере. Я объясняю, что существует вероятность, что ребёнок в какой-то момент окажется в ситуации с неработающим телефоном, то есть без компаса, и с необходимостью понять направление. Вероятность небольшая, но ненулевая. И тогда знание, на освоение которого было потрачено 20 минут, может здорово пригодиться. Также знание географии может понадобиться в высшем образовании и карьере. Есть вузы, для поступления в которые нужно сдавать географию. Понятно, что предмет там уже специфический, узконаправленный на конкретную тему, но фундамент должен быть заложен в 5 классе.

- География складывается из двух больших блоков - физическая и социально-экономическая. Какая часть вам ближе, какую больше нравится преподавать?

- Обе части дополняют друг друга. Если не понять физическую, то и экономическую надстройку тоже будет проблематично освоить. Интересное есть в обоих блоках. Если говорить о том, что больше нравится мне, то это социально-экономическая география. Ребята, которые изучают второй блок, уже не задают вопросы, зачем им это нужно, потому что его темы тесно переплетены с реальной жизнью.

- Что в профессии учителя для тебя наиболее интересно?

- Самое интересное - это видеть, что получилось заинтересовать учеников. Когда им это интересно, они понимают, о чём речь и могут уже своими словами рассуждать о предмете.

- Больше нравится преподавать подросткам или тем, кто помладше?

- С маленькими детьми легче работать, но с подростками интереснее.

-Что самое сложное в этой работе?

- Заинтересовать школьников: объяснить суть того, что они сейчас делают так, чтобы понял каждый. Если этого не сделать, и дети не поняли суть урока, у них пропадает интерес, они начинают нарушать дисциплину. При этом важно соблюдать баланс: если слишком задержаться с индивидуальными объяснениями одному, остальные, которые уже поняли тему, могут заскучать.

- Как насчёт перевернутой ситуации, когда дети делают что-то самостоятельно, а учитель выступает организатором процесса?

- В идеале надо стремиться именно к такому уроку, на котором дети работают сами. Не как на контрольной, но в формате самостоятельной работы, индивидуальной или групповой. Например, когда стоит задача подготовить доклад с ограничением по времени 5 минут. Ребёнок должен уметь не только сформулировать, но и структурировать свои мысли, чтобы уложиться в тайминг. И география отлично подходит для тренировки этих навыков, потому что объединяет множество связанных между собой областей научного знания.

Посмотреть интервью полностью
вы можете на Youtube-канале
«Дети и наука»
Онлайн-лаборатории по географии
О географии - простым и понятным языком
Увлекательные онлайн-занятия для средней школы
Материал подготовили
  • Сабина Уварова
    Автор расшифровки
    Гуманитарный факультет РГСУ
  • Сергей Сокольский
    Спикер
    Магистратура МПГУ (географический факультет)
Хотите получить консультацию по образованию вашего ребёнка?
Мы всегда готовы поделиться с вами информацией, пригласить вас на очную консультацию и помочь в выборе школы и программы.
Made on
Tilda