Дети и наука.Классы
Трагический разрыв:
дотянуться до ВПР или до звезд?
А между — ничего...
Заканчивается вступительная кампания в среднюю школу в ведущие школы Москвы. Мне удалось принять участие и лично, с одним из детей, и пристально анализировать работы с методической командой «Дети и наука.Классы».

Мы решали варианты сами, решали их с детьми, анализировали на соответствие программам ФГОС, уровню поступающих к нам детей из обычных и необычных школ, с семейного обучения, и делали выводы.
Делюсь коротко:

1. В ведущие школы конкурс 20-30 чел на одно место (варианты — лицей ЛИТ / 1580 / Интеллектуал и прочее) Соответственно, на один-два пятых класса на экзамен приходит 1000-1500 человек. О, как устрашающе выглядит эта толпа на входе!

В этом году все отметили рост потока на поступление. Пандемия сильно ударила по обычным школам, и средние школы опустились до плохих, хорошие до средних. А лучшие остаются лучшими, похоже, за счет качественно другой модели и управления учебным процессом, педсостава.
И это порождает бешеный спрос и конкуренцию на вход.

2. Требования базовых экзаменов в сильные школы никак не отражают состояние современной школы, скорее, это насмешка над ней. Даже там, где базовый экзамен формально не выходит за ФГОС, варианты заданий и требования к качеству их выполнения непосильны для тех детей, что в обычной школе считаются успешными.

Мы это знаем, потому что такие дети пачками приходят к нам сейчас на пробное обучение, и мы их аккуратно тестируем. И видим, что даже у самых смышленых детей этот год можно назвать пропавшим, с точки зрения уровня умений и навыков показать свои знания в письменной форме. Экзамен меряет именно это.

Что и говорить про поступление в школы, где базовый экзамен в 5 класс сильны выходит за ФГОС началки и дотягивается до требований 5, местами 7 класса (а это тоже бывает). Если прибавить нервотрепку и ограничение времени на экзамене, сдать его могут только те дети, которые все 4 года учились с повышенными требованиями к результату.

И главное, к стабильности этого результата: знания-умения-навыки должны быть на таком уровне, чтобы и ночью, и под выстрелами ребенок мог уверенно писать ответы, понятным почерком и с хорошим оформлением.

Русский язык / чтение выходят здесь на первый план: и больше всего требует тех навыков, которые формируются годами правильно выстроенной работы на протяжении всей началки, с первого класса: почерк, оформление, грамотность, большой словарный запас, умение выражать свои мысли в связном тексте.

Тот уровень русского и изложения / сочинения, который требуют на базовом экзамене при поступлении в ведущие средние школы — не каждый девятиклассник это сможет.

Что касается математики: уровень базовых требований это Петерсон-Гейдман в полном объеме, хорошо понятый и отлично закрепленный в умении-навыке.
За один год подготовки — если, например, вы спохватились и начали готовиться в 4 классе — добиться такой сильной базы очень сложно, если всю началку вы не учились в сильной школе / у сильных педагогов.
Здесь помогут только репетиторы, и в огромном количестве часов. И это только база, тадаммм….

3. Профильная часть экзамена: разные варианты космоса. Если брать углубленную математику, то чтобы хоть на что-то претендовать, нужно иметь в анамнезе два-три года математического кружка по углубленным задачам уровня олимпиад 2*2, малого мехмата и проч.

И не просто кружка на "порассуждать, показать детям интересную математику в уютной атмосфере", этого мало!

Даже если дети научились думать и решать, то в соревновании с ограниченным временем, сложным форматом оформления заданий и строгими дядьками-тетьками они скорее всего посыпятся.

Тут нужен олимпиадный навык и не побоюсь этого слова, дрессировка. Именно поэтому репетиторы нужны все месяцы перед поступлением, даже тем, кто ходил на кружок.

Остальные экзамены, вроде естествознания и истории, требуют обширного чтения энциклопедий с 5 лет, либо знания требований конкретной школы, и опять же, мощного репетитора.

Очень странная ситуация с иностранным:
1) в основном на экзаменах требуют английский, других языков в приеме я не увидела. Что дискредитирует тех, кто их выбрал.
2) тесты на приеме составлены в жанре лучших советских требований: "лондон из зе капитал оф грейт британ". Даже если ребенок учит английский по западным учебникам на уровне flyers, больше половины баллов он на таком тесте не наберет, просто не поймет, что от него хотят. Тут на сцену опять выходит репетитор.

Выводы:

Если ребенок отличник в обычной школе, но ВПР — это его высшая планка, до которой научили прыгать, ему ничего не светит, даже не пытаться. Он вступит в соревнование с детьми, которых с детского сада учат брать совсем другую высоту.

Если ребенок учится в сильной начальной школе и ходит на кружки, или тоже самое дают частные учителя, он может получить хорошую сильную базу, с которой уже можно пытаться штурмовать Олимп.

Хорошее усвоение базы без специальной тренировки позволит вам попадать в верхнюю половину-верхнюю треть той золотой тысячи, которая рвется в рейтинговую школу.

Это был наш вариант. Специально поступать мы не готовились, пару-тройку раз прорешали варианты по математике перед каждым экзаменом, а так шли с тем, что ребенок вынес из учебы в Дети и наука.Классе.
По всем предметам, и особенно по русскому, мы показали результат выше среднего в выборке поступающих, и стабильно попадали в верхнюю треть по результатам база + углубление.

Хорошая углубленная база: это условие необходимое, но не достаточное.
Мест в 5 классы всего 50-80, и если хороший уровень демонстрирует 300 человек из 1000, дальше в отбор вступают другие факторы.

Например, задачи профильного экзамена по математике в пятый класс даже для человека с физфаковским образованием не на один укус (понимая, что методы которые можешь применить ты, не доступны ребенку из началки).

Если вы хотите попасть в этот узкий процент избранных, вам придется потрудится и / или потратится, и весь год при поступлении работать (самостоятельно или с репетитором) над умением стабильно решать сильно усложненные задачи, правильно их оформлять с учетом требований конкретной школы.

А также заниматься странным, например, писать совковые тесты по английскому языку ребенка, который свободно говорит.
Но даже это не даст гарантии. Потому что в любой школе кроме белой двери, куда стучатся все, есть две-три серых, через которые идет другой поток. И при любом уровне подготовки может случится так, что кто-то займет место вашего ребенка.

В конце этого пути ждут не только победы, но и разочарование, и чувство отверженности, которое придется пережить.

Кто и зачем устроил эти волшебные игры, и надо ли в них играть, и что делать, если не играть? Решать каждому родителю.

Есть много образовательных проектов, которые делают ставку не на отбор специально подготовленных суперкоммандос, а просто на мотивированых, умных, увлеченных детей. Которые хотят учиться осмысленным вещам, а не решать задачи "сдохни или умри".

Например, у нас, в Дети и наука. Классы, можно учиться по сильным программам с хорошим углублением, с увлеченными педагогами и мотивированными одноклассниками, и возможностью выбора, в чем развиваться и куда потом идти.

Наши ценности и концепция https://classes.childrenscience.ru
Made on
Tilda