Дети и наука.Классы
Мотивация к изучению физики: разговор с преподавателями
Физика — один из сложнейших учебных курсов во всей школьной программе. Не каждому ребенку просто понять этот предмет, и не каждый учитель умеет интересно его преподнести.

Для того чтобы разобраться можно ли это исправить мы поговорили с педагогами физики: Шаповаловой Дарьей, которая преподает в 7 классе «Дети и наука» и Федоренко Романом, который будет вести спецкурс олимпиадной физики в «Дети и наука. Лаборатории».
Дарья Михайловна Шаповалова
Закончила МИФИ в 2012 году (диплом с отличием), специальность Физика твердого тела. Работает в компании по производству термоэлектрических модулей. Преподает в лаборатории естествознания «Дети и наука».
Роман Сергеевич Федоренко
Закончил физико-математический лицей №1581 при МГТУ имени Н.Э.Баумана. А затем физический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова. Преподает в лаборатории олимпиадной физики «Дети и наука».

— Первый вопрос адресован Дарье. Как по вашему мнению, нужно преподавать физику в обычной школе, чтобы заинтересовать и мотивировать детей, а не напугать?

ДШ: Физика — непростая наука и, на мой взгляд, чтобы не напугать детей нужно помочь им постепенно познакомиться с предметом, а не предлагать сразу сложные задачи. Важно дать понять, что физика на уроке и физика в жизни взаимодополняют друг друга.

— Как это можно сделать? Как построить уроки, чтобы школьникам было интересно?

ДШ: Начинать нужно с постановки реальной проблемы или обсуждения качественных задач. В прошлом году мы ввели вводный курс для учеников 5-6 классов на основе инженерной физики, чтобы у них сформировался опыт, на который можно опираться в дальнейшем.

— Следующий вопрос для Романа. Как помочь детям сознательно включиться в предмет?

РФ: Начну с того, что согласен с Дарьей. Детям действительно проще включиться в изучение физики если не предлагать им сразу решать сложные задачи. Однако, помимо всего вышесказанного, важно постоянно вести диалог с классом. При таком подходе и урок становится интереснее и преподавателю проще понять не ушел ли он вперед. Отставание по ранее пройденной теме, может привести к непониманию и потере мотивации.

— Как это делать в обычной общеобразовательной школе?

РФ: Конечно, когда класс состоит из 30 человек с каждым поработать не получится. В таком случае лучше разбить детей на группы. Да, в итоге преподаватель будет общаться не со всей группой, а с ее представителями, но все равно вовлеченность будет выше, чем если говорить только учителю. Уроки будут интереснее, если есть заранее составить список вопросов для класса. Это поможет детям самостоятельно найти ответы и лучше запомнить материал. Также полезно показывать изучаемые явления на примерах из жизни. Если ребенок видит, что каждый день сталкивается и с ускорением, и с силой, то он лучше поймет, что они значат. Если это невозможно сделать, то можно найти много хороших уроков в интернете, где наглядно и ярко показаны физические процессы. Такие видео хорошо помогут детям подготовиться к занятиям.

— Как помочь ребенку перейти к углубленным званиям по физике?

РФ: Зависит от того, что вы имеете в виду, говоря про углублённый знания. Для кого-то это олимпиадный уровень и поступление в университет, а для кого-то это сдача ЕГЭ. Однако нельзя перейти к углубленному курсу, не имея хорошего математического уровня.

— А что делать, если не хватает навыка точного подсчета сложных математических уравнений или есть проблема с дисциплиной?

РФ: Если вопрос в самодисциплине, то делать упор на то, чтобы ребенок самостоятельно выбирал время на подготовку и понимал, как решать задачи. Нужно объяснить ему очередность. Сказать, что сначала нужно внимательно прочитать задание и четко структурировать написанное в тексте. Далее изобразить условия на вспомогательном чертеже. И только потом выбрать, какие формулы нужно использовать.
Если проблема с математикой, то возвращаться к оттачиванию навыков.

— Сейчас возникает ощущение, что у каждого второго ребенка проблемы с математическими навыками. Так ли это?

РФ: В обычной среднестатистической школе это действительно так. В профильных классах ситуация выглядит лучше.

— Для чего в рамках школы детям углубляться в физику?

РФ: Во-первых, для обретения полезных знаний. Во-вторых, для получения преимущества при поступлении. Конечно в 7 классе сложно говорить о плюсах участия в олимпиадах и пользе грамот, но именно это увеличивает вероятность прохождения на бюджет. Поступление в вузы по олимпиадам гораздо проще, чем исключительно по ЕГЭ, и начинать подготовку лучше с самого начала, а не с 9-10 классов. Для того чтобы донести важность изучения физики, можно использовать разные способы. Например, формировать представление об участие в олимпиадах, как о челленджах. Еще есть формат изучения предмета в виде проектов. В научных проектах школьник в тандеме с наставником учится систематизировать и применять полученные знания. А в инженерных проектах, наглядно знакомится с тем, как работают физические законы на практике.

— Зачем изучать физику и взрослым, и детям? Для чего она нужна в жизни? Какое дальнейшее развитие?

РФ: Качественное физико-математическое мышление — это прекрасный вклад в будущее ребенка. Люди с хорошими знаниями физики нужны во многих развивающихся проектах, в том числе и в бизнесе, и в IT-технологиях. Также физика играет некую дисциплинирующую роль. Если человек уже освоил что-то настолько сложное как физика, то потом ему гораздо проще изучать более простые знания.
— У нас еще есть несколько вопросов от родителей. Первый: как доказать ребенку, что нужно знать физику хотя бы на базовом уровне?

РФ: Лучше всего на бытовых примерах показать связь физики с жизнью. Например, любопытный факт, что в камерах стеклопакета есть небольшое воздушное пространство. Однако, производители нередко говорят, что его там нет для того, чтобы увеличить цену на свои товары. Из-за большой сдавливающий силы со стороны атмосферы такое стекло должно было бы схлопнуться.
— Следующий вопрос: ребенок учится в 7 классе в коррекционной школе и у них там нет физики и химии. В нашей семье дед и я сам — радиоинженеры. Подскажите что делать, как повлиять на его интерес?

РФ: Принуждать заниматься физикой не стоит. Если ребенок воспринимает ее негативно, то не стоит настаивать. Можно показывать какие-то научно-популярные фильмы, чтобы развить интерес, но насильно заставлять заниматься все же не стоит. Однако, иногда дети в штыки воспринимают информацию именно от родственников. В таком случае лучше предложить сходить на дополнительные занятия.
— Последний вопрос звучит как предложение: надо бы вернуть систему образования СССР, где предприятия строили программы подготовки кадров по школам. Создать кружки по всей стране, чтобы дети там развлекались и трудились.

РФ: Сейчас у нас действительно мало связи школьного образования с прикладной областью. Иметь такую возможность — это хорошая идея, но сложно реализуемая. Подобное производство на заводах потеряло свою актуальность. Сейчас есть программа «кванториумы», которая активно запускается по всей стране. Там есть много прикладных работ по разным профессиям, которые будут интересны детям.
Made on
Tilda