— Первый вопрос адресован Дарье. Как по вашему мнению, нужно преподавать физику в обычной школе, чтобы заинтересовать и мотивировать детей, а не напугать?
ДШ: Физика — непростая наука и, на мой взгляд, чтобы не напугать детей нужно помочь им постепенно познакомиться с предметом, а не предлагать сразу сложные задачи. Важно дать понять, что физика
на уроке и физика в жизни взаимодополняют друг друга.
— Как это можно сделать? Как построить уроки, чтобы школьникам было интересно?
ДШ: Начинать нужно с постановки реальной проблемы или обсуждения качественных задач. В прошлом году мы ввели вводный курс для учеников 5-6 классов на основе инженерной физики, чтобы у них сформировался опыт, на который можно опираться в дальнейшем.
— Следующий вопрос для Романа. Как помочь детям сознательно включиться в предмет?
РФ: Начну с того, что согласен с Дарьей. Детям действительно проще включиться в изучение физики если не предлагать им сразу решать сложные задачи. Однако, помимо всего вышесказанного, важно постоянно вести диалог с классом. При таком подходе и урок становится интереснее и преподавателю проще понять не ушел ли он вперед. Отставание по ранее пройденной теме, может привести
к непониманию и потере мотивации.
— Как это делать в обычной общеобразовательной школе?
РФ: Конечно, когда класс состоит из 30 человек с каждым поработать не получится. В таком случае лучше разбить детей на группы. Да, в итоге преподаватель будет общаться не со всей группой, а с ее представителями, но все равно вовлеченность будет выше, чем если говорить только учителю. Уроки будут интереснее, если есть заранее составить список вопросов для класса. Это поможет детям самостоятельно найти ответы и лучше запомнить материал. Также полезно показывать изучаемые явления на примерах из жизни. Если ребенок видит, что каждый день сталкивается и с ускорением, и
с силой, то он лучше поймет, что они значат. Если это невозможно сделать, то можно найти много хороших уроков в интернете, где наглядно и ярко показаны физические процессы. Такие видео хорошо помогут детям подготовиться к занятиям.
— Как помочь ребенку перейти к углубленным званиям по физике?
РФ: Зависит от того, что вы имеете в виду, говоря про углублённый знания. Для кого-то это олимпиадный уровень и поступление в университет, а для кого-то это сдача ЕГЭ. Однако нельзя перейти
к углубленному курсу, не имея хорошего математического уровня.
— А что делать, если не хватает навыка точного подсчета сложных математических уравнений или есть проблема с дисциплиной?
РФ: Если вопрос в самодисциплине, то делать упор на то, чтобы ребенок самостоятельно выбирал время на подготовку и понимал, как решать задачи. Нужно объяснить ему очередность. Сказать, что сначала нужно внимательно прочитать задание и четко структурировать написанное в тексте. Далее изобразить условия на вспомогательном чертеже. И только потом выбрать, какие формулы нужно использовать.
Если проблема с математикой, то возвращаться к оттачиванию навыков.
— Сейчас возникает ощущение, что у каждого второго ребенка проблемы с математическими навыками. Так ли это?
РФ: В обычной среднестатистической школе это действительно так. В профильных классах ситуация выглядит лучше.
— Для чего в рамках школы детям углубляться в физику?
РФ: Во-первых, для обретения полезных знаний. Во-вторых, для получения преимущества при поступлении. Конечно в 7 классе сложно говорить о плюсах участия в олимпиадах и пользе грамот,
но именно это увеличивает вероятность прохождения на бюджет. Поступление в вузы по олимпиадам гораздо проще, чем исключительно по ЕГЭ, и начинать подготовку лучше с самого начала, а не с 9-10 классов. Для того чтобы донести важность изучения физики, можно использовать разные способы. Например, формировать представление об участие в олимпиадах, как о челленджах. Еще есть формат изучения предмета в виде проектов. В научных проектах школьник в тандеме с наставником учится систематизировать и применять полученные знания. А в инженерных проектах, наглядно знакомится
с тем, как работают физические законы на практике.
— Зачем изучать физику и взрослым, и детям? Для чего она нужна в жизни? Какое дальнейшее развитие?
РФ: Качественное физико-математическое мышление — это прекрасный вклад в будущее ребенка. Люди с хорошими знаниями физики нужны во многих развивающихся проектах, в том числе и в бизнесе, и в IT-технологиях. Также физика играет некую дисциплинирующую роль. Если человек уже освоил что-то настолько сложное как физика, то потом ему гораздо проще изучать более простые знания.