Прокрастинация: что делать?
Чем опасно явление, которое мы так часто принимаем
за лень и как помочь ребенку, если он взял привычку откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня.
О прокрастинации сейчас говорят везде, поскольку это слово описывает весьма частую для нас ситуацию: гора дел, горящие сроки, отсутствие желание приступать
к выполнению работы и миллион причин, по которым вы откладываете задачи на потом. В моменты прокрастинации интересным становится всё: когда-то добавленный
в список для просмотра сериал внезапно сам включается и увлекает нас, видео
в Tik-Tok приобретают ошеломляющую власть над нашим вниманием, срочно хочется перемыть всю посуду или разобрать вещи, которые лежат на антресоли много лет.
Прокрастинация — склонность к постоянному откладыванию даже важных и срочных дел, приводящая к проблемам и болезненным психологическим эффектам.

Кроме очевидных последствий, которые настигают нас при невыполнении наших обязанностей на работе, прокрастинация ведет еще и к:

  1. снижению самооценки («Я опять ничего не сделал или сделал абы как»);
  2. тревожности («Боже, столько дел, а я не могу оторваться от телефона, буду неудачником»);
  3. стрессу (вспомните, как вы в ужасе делаете весь объем работы на месяц за последние два дня);
  4. выгоранию («А зачем мне вообще эта работа? Ничего не имеет смысла…»).

Прокрастинация есть и у детей. И если взрослые уже сформировали какие-то механизмы защиты
от этого состояния, то детям приходится гораздо тяжелее — мир такой интересный, а уроков так много, куда они убегут? В результате появляются накопленные не сданные домашние задания, падает успеваемость, а вместе с ней и самооценка.

Важно понимать, что прокрастинация — это не признак лени, равнодушия или низких когнитивных способностей. Ученые полагают, что основными причинами прокрастинации являются:

1. боязнь неудачи;
2. непонимание задачи и отсутствие плана по ее решению;
3. адреналин, который добавляет красок жизни.
Очевидно, что ребёнку сложно справиться с таким состоянием самостоятельно. Именно поэтому важна помощь взрослого: и учителей, и родителей, поскольку важен системный подход.
Как вы можете помочь ребенку (и себе)?

Попробуйте четко формулировать сроки сдачи как всего задания, так и его частей. Попробуйте разбивать задания на маленькие задачи с четко оговоренным сроком сдачи — это снизит страх перед большим проектом. Наш мозг любит определенность, поэтому план и знание каждого шага поможет не откладывать выполнение дела на потом. Так, можно договориться с ребенком — сейчас мы делаем вот это упражнение 25 минут, 5 ты отдыхаешь, а потом делаешь второе — и можем посмотреть мультик!

Обучать ребенка управлению временем и навыками. Здесь поможет планирование и техники управления временем, например, «помодоро». Пусть ребенок ставит таймер и работает, не отвлекаясь, - 25 минут активной работы и видимый результат этой работы помогут начать и не забросить подготовку
к урокам. Главное, не делать слишком большие перерывы! Можно воспользоваться сервисами
с «помидорками» — здесь уже описаны все преимущества и детали техники. Пишите красивые планы: пускайте в ход наклейки, стикеры, доски с гвоздиками-флажками или просто ставьте галочки в списке дел.

Прокрастинация создает иллюзию свободы. Она заставляет людей думать, что у них много времени, однако при этом крадет это время. Прокрастинация похожа на беззаботную игру, но часто оборачивается чувствами вины и беспокойства.
Адекватно распределяйте рабочую нагрузку. Важно помнить о балансе работы и отдыха. Можно, конечно, делать все в последний день перед дедлайном, но это вредно даже для взрослого человека, что уж говорить о ребенке. Поэтому так важно привить ребенку мысль, что лучше делать по чуть-чуть каждый день. Сегодня пять страничек «Калевалы», завтра пять страничек, и вуаля — вы великолепны.

Научите понимать требования. Еще одна проблема связана с нашим непониманием задачи. Вроде бы все слова на родном языке, а что просят — все равно непонятно. Первое, что нужно сделать, — уточнить, чего же от нас хотят, и сформулировать задачу для самого себя. Идеально, если будет пример, который покажет логику выполнения работы. С детьми это работает аналогично: перед выполнением задания ребенок должен убедиться, что он точно понимает, в чем состоит задача и какие шаги ему нужно предпринять для её выполнения.


Совет: очень здорово работают инструкции или чек-листы при выполнении домашних заданий. Последние вы можете сделать с ребенком вместе!

Обеспечьте поддержку. Детям, особенно младшим школьникам, часто требуется координация действий со стороны взрослых. Не обвиняйте ребенка в лени или нежелании учиться — помогите ему организовать свой учебный процесс дома.
Учимся учиться системно и осознанно