Три главных вопроса
при выборе класса, учителя,
учебной программы.
  • Автор публикации Елена Денисова
    Создатель проекта «Дети и наука»
    Конечно, я руководитель образовательного проекта и вроде бы этого уже должно хватать для сбора определенной экспертизы в этом вопросе, но для меня он имеет и личное значение.
    Я мама троих сыновей и каждому стараюсь дать достойное образование, которое в будущем позволит им заниматься любимым делом.
    А это значит, что каждый год передо мной встает вопрос выбора программы и учителей.
    Делюсь опытом.
Лента родительских и СО-шных групп пестрит вопросами: «посоветуйте учителя, линейку учебников, учителя, школу или класс», а вслед 100 500 ответов ниже: «советую ИванИваныча, класс Х, школу Z, мне понравилось! и Васе моему нравится, бежит в школу с удовольствием».

Лично для меня, это повод спросить, что именно понравилось: результаты обучения, процесс, удобное расположение школы, обаяние педагога, хорошая компания в классе подобралась. На мой взгляд, эти критерии выбора имеют разный вес.
Но почему-то вопрос
«что именно вам понравилось?»
родители задают редко.
Мне кажется рискованным делать важный выбор, определяющий будущее ребенка, на основе субъективных мнений неизвестных людей, которые
1) не являются профессионалами в образовании;
2) делятся эмоциональным, а не рациональным взглядом на ситуацию.

Как задавать более четкие и системные вопросы, чтобы получить обоснованные рекомендации людей, которые сделали успешный выбор?

Для начала нужно задать несколько вопросов себе, чтобы понять, что именно для вас скрывается под определениями: хороший курс, учитель, программа, школа.

1) Срок планирования: на какой период жизни ребенка вы делаете выбор?

Посоветуйте хороший курс лекций на выходные — это одна история. Чтобы сходить на первую лекцию, достаточно отзыва «понравилось, информативно, увлекательно и не скучно».

Выбираем начальную школу на 4 года? Профильный класс в старшей школе? Репетитора по ЕГЭ? Другая история. Рекомендация в духе «мы учимся месяц или год, нам нравится» выглядит весьма легковесной.

Каких результатов на выходе из этого периода вы ожидаете? Как они могут измеряться, по каким критериям? Какие из них более, а какие менее важны для вас? Определитесь и сформулируйте четкие вопросы, ответы на которые помогут обоснованно сравнивать.

2) Цели, задачи, методы, результаты обучения.

В любой деятельности хорошо бы понять, куда ты целишься. Иначе потом придется обводить кружочком случайное попадание. Правильно составленная учебная программа начинается со слов «цель программы — это». Потом должна идти декомпозиция на цели и задачи, потом — краткое описание методов достижения.

У опытных учителей обычно есть статистика результативности программы для разных детей. И да, дети не сферические лошади в вакууме, они разные, и то что одному подходит, не подходит другому. Если вы спрашиваете, какая программа лучше и хотите объективности, нужно сравнивать по целям, задачам, методам и результатам для разных детей.

Проблема в том, что родители — и те, кто просто сдал детей в школу, и те, кто самостоятельно пытается их чему-то научить — не являются профессионалами и не понимают важность этих вопросов. Немногие их себе задают, и еще меньше умеют на них отвечать.

Но эти вопросы точно стоит задать педагогу, которого вы выбираете. И по уже по конкретным ответам вы сможете сделать вывод о его квалификации и профессионализме.

3) Результат или процесс — что важнее для вас?
Высокая результативность обучения или комфорт / удовольствие от процесса?

Обучение связано с развитием личности. Развитие личности идет через зону дискомфорта, потому что если комфортно — нет повода для изменения, развития и роста.

Результативная учеба — намеренное помещение ребенка в зону развивающего дискомфорта, где задачи предлагаются чуть выше его текущего уровня. Искусство педагогики — управлять этой зоной дискомфорта, чтобы мотивировать ребенка на достижения. Все результативные педагоги умеют это делать, но так или иначе развитие связано с усилием, преодолением и трудом. Не все дети и не все родители готовы на это.

Что для вас важнее: комфорт, удобство или развитие вашего ребенка? Стоит сначала определиться. А затем задавать правильные вопросы учителю, школе. Какой уровень учебной нагрузки? Как подбирается уровень сложности для разных детей? Какой темп обучения?

Осознанно учиться — значит ставить себе осознанные цели, уметь строить план достижения: самостоятельно, если есть опыт и уверенность в себе, или вместе с профессионалами.

Осознанное обучение — умение делать осознанный, рациональный выбор. Задайте правильные вопросы.
Интенсивная начальная школа
«Дети и наука. Классы» — это проект для родителей, которые стремятся найти развивающую среду, где ребенок сможет максимально раскрыть индивидуальные способности в изучении школьных дисциплин, выбрать интересные дополнительные занятия и научиться работать в команде.
Мы учим правильно и красиво писать, читать, понимая смысл, считать устно и письменно, а также помогаем построить прочную понятийную базу и развить навык самостоятельной работы.
Развитие учебных навыков для детей на семейном и заочном обучении: системный русский язык и чтение, сильная математика и окружающий мир.
Создаем прочный фундамент для учебы в средней и старшей школе. Программа для мотивированных детей. Основные предметы начальной школы в системном изложении.
Made on
Tilda