О роли педагогической метафоры
Из интервью Романа Борисовича Соловьева
проекту «Дети и наука»
Начальная школа для ребенка видится неким социальным лифтом в мир взрослых.
В школу дети приходят не за знаниями в академическом смысле слова, а за элементами взрослой культуры. И поэтому важно правильно удовлетворить их потребности.

Роман Борисович Соловьев отмечает, что детям нужно доступно объяснять основы биологии, химии
и физики, чтобы они сразу могли применять новые знания. Именно это поможет в подростковом возрасте понять более сложные вещи.

Поговорим про то, как можно сохранить интерес у детей к изучению науки и объяснить им устройство окружающего мира. Фрагмент из интервью Романа Борисовича Соловьева.
Важно понимать, что педагогика должна отталкиваться от ребенка: от того, какой он и на каком уровне развития находится. Учителя нередко попадают в «ловушку знаний» и забывают о том, что важно привить ребенку интерес в изучении, а не в заучивании.

Когда ребенок идет в школу его интересуют смыслы, объясняющие происходящее в мире. Иначе говоря, ребенку важны не сухие факты, а причинно-следственные связи и понимание, как это поможет ему
в будущем. Каждый ребенок в начальной школе, очень хочет повзрослеть. Он любит своего будущего взрослого, и в своей методике я стараюсь апеллировать к этому будущему взрослому.

Это можно сделать на уровне обращения, например, приходя в класс, говорить детям «коллеги» — такая практика будет не только демонстрацией уважения, но и способом общения с их будущим взрослым. Таким образом, дети сами захотят соответствовать своему внутреннему взрослому.

Каким языком разговаривать с детьми: языком сухих фактов или, включая воображение, находить метафоры, яркие образы, иллюстрирующие конкретное явление?

Здесь важно помнить, что у ребенка нет понятийной системы, чтобы объяснить происхождение какого-то факта, смысла или явления. Поэтому мы обращаемся к дидактической инверсии в педагогике.

Дидактическая инверсия рассказывает нам про то, что ребенок еще не готов воспринимать знания так, как их преподают в университете. И важно, чтобы учитель стремился быть понятым на том уровне,
на котором сейчас находятся его ученики. Именно поэтому в ход идут доступные, привычные ребенку, образы — чтобы, оттолкнувшись от них, объяснять более сложные.

У ребенка есть привычная, окружающая его система, и обучать нужно, используя ее. В таком случае объяснение будет простым и понятным. Сложности возникают из-за того, что взрослым зачастую сложно вспомнить, как мы мыслим в детстве.

Рассмотрим на конкретном примере.

«Какая твоя мама?», — вопрос, который часто слышит ребенок от взрослых. Для ребенка — это непонятный вопрос: мама в его голове не имеет составляющих, она представляет собой единый образ.
И он не знает, как донести это взрослому. В таком случае дети говорят привычными нам понятиями: «добрая», «хорошая», «милая», которые на самом деле не отражают важность родителя. Это же действует и в обратной ситуации, когда взрослому нужно донести смысл, идею того, о чем ребенок еще не знает.

Это делается с помощью образов. Например, на уроках я часто сравниваю паука с тигром. Сложно найти ребенка, который не видел паука, но не все понимают, что пауки — хищники. Метафора помогает это сделать.
Интенсивная начальная школа
«Дети и наука. Классы» — это проект для родителей, которые стремятся найти развивающую среду, где ребенок сможет максимально раскрыть индивидуальные способности в изучении школьных дисциплин, выбрать интересные дополнительные занятия и научиться работать в команде.
Мы учим правильно и красиво писать, читать, понимая смысл, считать устно и письменно, а также помогаем построить прочную понятийную базу и развить навык самостоятельной работы.
Развитие учебных навыков для детей на семейном и заочном обучении: системный русский язык и чтение, сильная математика и окружающий мир.
Создаем прочный фундамент для учебы в средней и старшей школе. Программа для мотивированных детей. Основные предметы начальной школы в системном изложении.
Made on
Tilda