Важно понимать, что педагогика должна отталкиваться от ребенка: от того, какой он и на каком уровне развития находится. Учителя нередко попадают в «ловушку знаний» и забывают о том, что важно привить ребенку интерес в изучении, а не в заучивании.
Когда ребенок идет в школу его интересуют смыслы, объясняющие происходящее в мире. Иначе говоря, ребенку важны не сухие факты, а причинно-следственные связи и понимание, как это поможет ему
в будущем. Каждый ребенок в начальной школе, очень хочет повзрослеть. Он любит своего будущего взрослого, и в своей методике я стараюсь апеллировать к этому будущему взрослому.
Это можно сделать на уровне обращения, например, приходя в класс, говорить детям «коллеги» — такая практика будет не только демонстрацией уважения, но и способом общения с их будущим взрослым. Таким образом, дети сами захотят соответствовать своему внутреннему взрослому.
Каким языком разговаривать с детьми: языком сухих фактов или, включая воображение, находить метафоры, яркие образы, иллюстрирующие конкретное явление?
Здесь важно помнить, что у ребенка нет понятийной системы, чтобы объяснить происхождение какого-то факта, смысла или явления. Поэтому мы обращаемся к дидактической инверсии в педагогике.
Дидактическая инверсия рассказывает нам про то, что ребенок еще не готов воспринимать знания так, как их преподают в университете. И важно, чтобы учитель стремился быть понятым на том уровне,
на котором сейчас находятся его ученики. Именно поэтому в ход идут доступные, привычные ребенку, образы — чтобы, оттолкнувшись от них, объяснять более сложные.
У ребенка есть привычная, окружающая его система, и обучать нужно, используя ее. В таком случае объяснение будет простым и понятным. Сложности возникают из-за того, что взрослым зачастую сложно вспомнить, как мы мыслим в детстве.
Рассмотрим на конкретном примере.
«Какая твоя мама?», — вопрос, который часто слышит ребенок от взрослых. Для ребенка — это непонятный вопрос: мама в его голове не имеет составляющих, она представляет собой единый образ.
И он не знает, как донести это взрослому. В таком случае дети говорят привычными нам понятиями: «добрая», «хорошая», «милая», которые на самом деле не отражают важность родителя. Это же действует и в обратной ситуации, когда взрослому нужно донести смысл, идею того, о чем ребенок еще не знает.
Это делается с помощью образов. Например, на уроках я часто сравниваю паука с тигром. Сложно найти ребенка, который не видел паука, но не все понимают, что пауки — хищники. Метафора помогает это сделать.