Как мотивировать ребенка:
5 вопросов нейропсихологу

Начальная школа — это сложный период не только для ребенка, но и для его родителей, так как в это время формируется желание учиться. Однако, проблема мотивации и осознанного подхода к обучению — это вопросы поэтапного возрастного развития ребенка.

Для того чтобы разобраться в этой теме мы пригласили нейропсихолога и руководителя центра психологического сопровождения методики Петерсон Гусеву Елену Анатольевну и задали ей несколько вопросов.
Первый вопрос: Ребенок пошел в школу, но со временем перестает интересоваться учебой. Почему это происходит?

Ответ: В разном возрасте у детей разная мотивация к учебе.

  1. В начальной школе у ребенка закладывается мотивация, которая будет стимулировать его учиться в дальнейшем. И причины отсутствия мотивации в этом возрасте могут быть как в неуспешности, так и в психофизиологических причинах или неготовности к школе.
  2. В средней школе мотивация меняется. Ребенок больше ориентируется на одноклассников и ведущим стимулом становится общение с друзьями. И это может быть одной из причин снижения мотивации к обучению.
  3. В старших классах мотивация ориентирована на самореализацию и профориентацию. Поэтому важно обращать внимание на то, снизилась ли мотивация полностью или ребенку стали неинтересны некоторые предметы.
  4. В средней и старшей школе, проще узнать с чем связано снижение интереса к учебе. В то время как в начальной школе дети еще не критичны и самостоятельно не могут понять, какие проблемы привели их к тому, что они сейчас неуспешны в обучении.


Второй вопрос: Что делать родителю и в какой момент, чтобы проблема отсутствия мотивации не возникала?

Ответ: Для этого необходимо сформировать желание учиться до поступления в первый класс. Родителям заранее стоит подготовить ребенка к тому, что обучение — это не хорошие оценки, а труд. Труд, в этом случае — это целенаправленные усилия, благодаря которым получается достигнуть результата. Такое понимание труда можно сформировать у ребенка через повторяющуюся совместную деятельность.

Однако в школе мотивация зависит не только от родителя. Тут важен и учитель, который должен поддерживать детей и помогать им двигаться дальше.


Третий вопрос: Что должна делать школа и учитель, чтобы поддержать и развить учебную мотивацию у ребенка?

Ответ: В начальной школе ребенок особенно ориентирован на личность учителя. Поэтому работу учителя можно представить в виде формулы: личностно-ориентированный подход + индивидуализация и дифференциация в обучении + постоянный поиск приемлемых средств и способов обучения в классе + понимание личности каждого ученика.

Иначе говоря, развитие мотивации к обучению сильно зависит от способностей и подхода преподавателя.

Школа тоже помогает в работе с мотивацией учеников. В идеале, школа — это место, где можно вести диалог между учителями, родителями и детьми. И этот диалог влияет на образовательные цели, технологии развития мотивации детей и обучение всех участников образовательного процесса.


Четвертый вопрос: Какова роль ребенка в процессе обучения? Его ответственность, самостоятельность и права.

Ответ: Разберем как ребенок развивается. Что и в каком возрасте он готов делать.

В первом классе у детей формируется навык самостоятельной работы. Для этого родителю важно не делать домашние задания за ребенка, а делать его вместе с ним. Как это должно выглядеть? Во время совместной работы ребенок должен проговаривать то, что он делает. А родитель должен задавать вопросы: что получилось, как получилось, если не получилось, то почему не получилось, а если получилось, то какого результата достигли.

Во втором классе уже можно помогать если у ребенка возникаю затруднения или вопросы.

При такой подготовке в середине третьего класса ребенок будет готов сам делать домашнюю работу и тогда родитель отдает эту задачу ему, но находится рядом, чтобы не возникало ощущение потерянности.


Пятый вопрос: Кто в школе еще кроме учителей, родителей и ребенка должен быть вовлечен процесс мотивации учеников?

Ответ: Абсолютно разные специалисты. Это могут быть социальные педагоги, желательно в каждом классе, которые помогают отслеживать весь воспитательный процесс и вовремя выделять проблемы учеников.

Психологи, которые работают с проблемами детей. И в ходе консультирования помогают выявить причины, по которым ребенок не успевает в школе.

Логопеды, которые особенно нужны в начальной школе для детей с проблемами речи.

А также тьюторы. Это специалисты, которые, в отличие от учителей и родителей, не так погружены в процесс, благодаря чему они могут увидеть картину целиком, а не только отдельные ее части.
Интенсивная начальная школа
«Дети и наука. Классы» — это проект для родителей, которые стремятся найти развивающую среду, где ребенок сможет максимально раскрыть индивидуальные способности в изучении школьных дисциплин, выбрать интересные дополнительные занятия и научиться работать в команде.
Мы учим правильно и красиво писать, читать, понимая смысл, считать устно и письменно, а также помогаем построить прочную понятийную базу и развить навык самостоятельной работы.
Развитие учебных навыков для детей на семейном и заочном обучении: системный русский язык и чтение, сильная математика и окружающий мир.
Создаем прочный фундамент для учебы в средней и старшей школе. Программа для мотивированных детей. Основные предметы начальной школы в системном изложении.
Made on
Tilda