Первый вопрос: Ребенок пошел в школу, но со временем перестает интересоваться учебой. Почему это происходит? Ответ: В разном возрасте у детей разная мотивация к учебе.
- В начальной школе у ребенка закладывается мотивация, которая будет стимулировать его учиться в дальнейшем. И причины отсутствия мотивации в этом возрасте могут быть как в неуспешности, так и в психофизиологических причинах или неготовности к школе.
- В средней школе мотивация меняется. Ребенок больше ориентируется на одноклассников и ведущим стимулом становится общение с друзьями. И это может быть одной из причин снижения мотивации к обучению.
- В старших классах мотивация ориентирована на самореализацию и профориентацию. Поэтому важно обращать внимание на то, снизилась ли мотивация полностью или ребенку стали неинтересны некоторые предметы.
- В средней и старшей школе, проще узнать с чем связано снижение интереса к учебе. В то время как в начальной школе дети еще не критичны и самостоятельно не могут понять, какие проблемы привели их к тому, что они сейчас неуспешны в обучении.
Второй вопрос: Что делать родителю и в какой момент, чтобы проблема отсутствия мотивации не возникала? Ответ: Для этого необходимо сформировать желание учиться до поступления в первый класс. Родителям заранее стоит подготовить ребенка к тому, что обучение — это не хорошие оценки, а труд. Труд, в этом случае — это целенаправленные усилия, благодаря которым получается достигнуть результата. Такое понимание труда можно сформировать у ребенка через повторяющуюся совместную деятельность.
Однако в школе мотивация зависит не только от родителя. Тут важен и учитель, который должен поддерживать детей и помогать им двигаться дальше.
Третий вопрос: Что должна делать школа и учитель, чтобы поддержать и развить учебную мотивацию у ребенка? Ответ: В начальной школе ребенок особенно ориентирован на личность учителя. Поэтому работу учителя можно представить в виде формулы: личностно-ориентированный подход + индивидуализация и дифференциация в обучении + постоянный поиск приемлемых средств и способов обучения в классе + понимание личности каждого ученика.
Иначе говоря, развитие мотивации к обучению сильно зависит от способностей и подхода преподавателя.
Школа тоже помогает в работе с мотивацией учеников. В идеале, школа — это место, где можно вести диалог между учителями, родителями и детьми. И этот диалог влияет на образовательные цели, технологии развития мотивации детей и обучение всех участников образовательного процесса.
Четвертый вопрос: Какова роль ребенка в процессе обучения? Его ответственность, самостоятельность и права. Ответ: Разберем как ребенок развивается. Что и в каком возрасте он готов делать.
В первом классе у детей формируется навык самостоятельной работы. Для этого родителю важно не делать домашние задания за ребенка, а делать его вместе с ним. Как это должно выглядеть? Во время совместной работы ребенок должен проговаривать то, что он делает. А родитель должен задавать вопросы: что получилось, как получилось, если не получилось, то почему не получилось, а если получилось, то какого результата достигли.
Во втором классе уже можно помогать если у ребенка возникаю затруднения или вопросы.
При такой подготовке в середине третьего класса ребенок будет готов сам делать домашнюю работу и тогда родитель отдает эту задачу ему, но находится рядом, чтобы не возникало ощущение потерянности.
Пятый вопрос: Кто в школе еще кроме учителей, родителей и ребенка должен быть вовлечен процесс мотивации учеников? Ответ: Абсолютно разные специалисты. Это могут быть
социальные педагоги, желательно в каждом классе, которые помогают отслеживать весь воспитательный процесс и вовремя выделять проблемы учеников.
Психологи, которые работают с проблемами детей. И в ходе консультирования помогают выявить причины, по которым ребенок не успевает в школе.
Логопеды, которые особенно нужны в начальной школе для детей с проблемами речи.
А также
тьюторы. Это специалисты, которые, в отличие от учителей и родителей, не так погружены в процесс, благодаря чему они могут увидеть картину целиком, а не только отдельные ее части.