О старых и новых школьных воспитателях
За что больше всего сейчас ругают советскую школу? За уравниловку, скуку, наплевательство на личные интересы ребенка и принудительное воспитание патриота-коммуниста.

Хотя давайте признаем, что в Советском Союзе родители не то чтобы сильно участвовали в воспитании детей. Во всяком случае, не в таком объеме, как это принято сейчас: общее время с детьми, кружки, походы, театры. Тогда родители жили своей жизнью, дети — своей. До сих пор помню красное мозаичное панно в столовой. А кто на нем? Ленинвождь и школа. Вот отдали тебя, и давай фигачь 10 лет по схеме, nolens volens человеком станешь. И надо сказать, что большинство становились людьми, встраивались в жизнь общества, государства.

Было ли это воспитание идеологическим? Попробую раскрыть мысль на личной истории.

Недавно приезжал папа, и я возила его в гости к однокласснику из Новосибирска, бывшему полковнику неизвестных служб. Полковнику, как и папе, за шестьдесят, он долго жил в Хабаровске, в совершенстве владеет китайским. Сейчас живет в панельке в Марьино. В тот вечер много вспоминали мою бабушку, которая у них с папой в школе вела химию и была завучем и классным руководителем.

«Она сидела с нами по вечерам, много разговаривала… Бабушка нас воспитывала, не давала твоему папе ни единой поблажки, чтобы он не думал, что лучше других. Она сделала из нас людей.» — С уважением говорил полковник.

А между тем, у бабушки с дедом было сложное семейное прошлое.
Семью бабушкиного отца, зажиточного станичника из Ставрополья, загнали в места, о которых не говорят, тот чудом живой вернулся. И всю жизнь работал, как вол, читал запоем русскую классику и мог собрать моему папе за пару часов макет галеры по чертежу из книжки.
Родители деда тоже работали всю жизнь, в школе: преподавали немецкий, французский, математику и физику. Прадеда убили на войне, прабабушке, директору единственной школы в Будённовске, не дали орден Ленина из-за происхождения. Все семейные документы они уничтожили, а детям рассказывали историю семьи по капле.

И вот я думаю, что воспитание той поры было не про советские ценности, а про некоторую патриотическую этику. Не в пропагандистском смысле «патриотическую», а в бытовом, даже семейном: люди учили жить и умирать, как жили и умирали их деды и прадеды. Учили на личном примере.

А что в нынешние времена на своем примере может показать дама- заместитель директора по воспитанию, мне не очень понятно. Не исключаю, впрочем, что намерения у нее могут быть самые лучшие. Что ж, «Иных уж нет, а те далече, Как Сади некогда сказал!»

Но вот недавно мой папа проходил мимо той самой школы, где когда-то преподавала бабушка, он увидел матерящихся и курящих подростков, сделал замечание. И что же он услышал в ответ? «Уйди, старый педофил, а то милицию вызовем, и тебя посадят». Такие времена.
Мы отказываемся от морали и этики, в которой воспитывали нас (людей родом из СССР) наши родители, учителя, школа. Эта этика теперь кажется нам слишком тяжёлой, слишком обременяющей, слишком жертвенной. Но что можно предложить взамен? Внятной новой этики мы так и не нашли, кроме самой простой — нужно жить комфортно, не подчиняя свою волю сложным внебытовым устремлениям.

И на месте этом зияет дыра. В нас она была еще не слишком заметна, но в наших детях очень видна эта пустота. Я не знаю как вам, но мне это зрелище не очень нравится. Так порой хочется взять детёнышей за шиворот и немного «повоспитывать». Но мы же взрослые. Мы понимаем, что дети никогда не делают то, что им говорят. И единственная надежда, что если мы, взрослые, будем вести себя достойно и сохраним их доверие и уважение, дети вырастут и тоже будут достойно себя держать.

И получается, что если хочешь добиться правильного от своих детей, нужно начинать в первую очередь с себя: работать над нужным и важным для других людей, терпеть невзгоды и не сдаваться, хранить верность семье, друзьям, своему делу в своей стране. Постоянно учиться и становиться лучше. Быть спокойным, взвешенным и конструктивным. Быть мирным. Быть здравомыслящим. Кажется, сейчас это единственный способ воспитания.
Интенсивная начальная школа
«Дети и наука. Классы» — это проект для родителей, которые стремятся найти развивающую среду, где ребенок сможет максимально раскрыть индивидуальные способности в изучении школьных дисциплин, выбрать интересные дополнительные занятия и научиться работать в команде.
Мы учим правильно и красиво писать, читать, понимая смысл, считать устно и письменно, а также помогаем построить прочную понятийную базу и развить навык самостоятельной работы.
Развитие учебных навыков для детей на семейном и заочном обучении: системный русский язык и чтение, сильная математика и окружающий мир.
Создаем прочный фундамент для учебы в средней и старшей школе. Программа для мотивированных детей. Основные предметы начальной школы в системном изложении.