Ребенок приходит в школу. Что он там встречает?
Школьный учитель выступает как представитель общества, носитель социальных образцов. Новое положение ребенка в обществе, позиция ученика характеризуется тем, что у него появляется обязательная, общественно значимая, общественно контролируемая деятельность — учебная, он должен подчиняться системе ее правил и нести ответственность за их нарушение.
Все серьезно. А ведь еще недавно ребенок знал только игру, где его возможности и влияние были практически не ограничены, а правила придумывал он сам.
Что должен знать родитель, чтобы помочь ребенку плавно перейти от игровой мотивации к учебной?
Согласно концепции Э. Эриксона, в период от 6 до 12 лет происходит приобщение ребенка к трудовой жизни общества, вырабатываются трудолюбие и вкус к работе. Позитивный исход этой стадии приносит ребенку ощущение собственной компетентности, способности действовать наравне с другими людьми; неблагоприятный результат стадии — комплекс неполноценности. Прилежность, дисциплинированность ребенка, принятие им правил школьной жизни, успешность или неуспешность учебы сказывается на всей системе его отношений и со взрослыми, включая родителей, и со сверстниками.
Личностная готовность:
1. Уровень развития аффективнопотребностной (мотивационной) сферы. Стремление занять свое особое место
в системе социальных отношений, выполнять важную, оцениваемую деятельность — быть школьником.
2. «Внутренняя позиция школьника» как показатель готовности ребенка к школьному обучению — психологическое новообразование, которое представляет собой сплав познавательной потребности ребенка и потребности занять более взрослую социальную позицию.
3. Развитие произвольной сферы: произвольного внимания, произвольной памяти, умения действовать по образцу, по правилу, по принятому намерению. Не сделать гораздо сложнее, чем сделать, поэтому детей иногда проверяют по их умению отвечать, поднимая руку, сидеть 15 минут не отвлекаясь.
Интеллектуальная готовность:
Ориентировка в окружающем, запас знаний. Уровень развития восприятия и нагляднообразного мышления. Уровень обобщения — умение обобщать и дифференцировать предметы и явления. Развитие речевой сферы (в том числе фонематического слуха).
Двигательная готовность:
Мелкая моторика. Крупные движения (рук, ног, всего тела). Уровень развития предпосылок учебной деятельности: умение внимательно слушать и точно выполнять последовательные указания взрослого, самостоятельно действовать по заданию, ориентироваться на систему условий задачи, преодолевая отвлечение на побочные факторы.
Наблюдения показывают, что в первые дни пребывания ребенка в школе готовности к обучению у многих детей нет:
- правила еще не стали правилами поведения детей (Д.Б.Эльконин вспоминает, что на первом уроке в первом классе он попросил нарисовать кружочки и раскрасить их определенным цветом, а дети раскрасили их другими цветами – «Так красивее»);
- на переменах дети обычно виснут на учителе (учитель – «гроздь винограда»), им важно до него дотронуться – это остатки прежних форм отношений со взрослым
Сложности школьника:
освоение нового школьного пространства; выработка нового режима дня; вхождение в новый, нередко первый, коллектив сверстников (школьный класс); принятие множества ограничений и установок, регламентирующих
по ведение; установление взаимоотношений с учителем; построение новой гармонии отношений в домашней, семейной ситуации. Вместе с тем школьник получает и новые права: право на уважительное отношение взрослых
к своим учебным занятиям, на рабочее место, учебные принадлежности.